Военный обозреватель The National Interest (NI) Марк Эпископос отметил, что «Советский Союз являлся одним из мировых лидеров по строительству подводных лодок и создал многие из лучших и наиболее инновационных классов субмарин в истории мореплавания. Российская Федерация не так давно стала продолжать развитие наследия СССР, запустив два амбициозных проекта новых подводных лодок по мере обострения военно-морской напряженности между Кремлем и НАТО».

Перевод основных положений публикации (с необходимыми уточнениями названий) представлен изданием discover24.ru. По мнению обозревателя NI, пятерка лучших типов российских и советских подводных лодок включает в себя следующие:

«Акула» («Тайфун»)

Наиболее прославленная как «Красный Октябрь», атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) класса «Акула» (Typhoon в кодировке НАТО) является одним из самых знаковых советских кораблей среди когда-либо разработанных. Головная подлодка этого класса «Дмитрий Донской», спущенная на воду в 1981 году, до сих пор остается самой большой военной подводной лодкой в мире. Вооруженные двадцатью ядерными ракетами Р-39, а также 533- и 650-мм торпедными аппаратами для самообороны, субмарины типа «Тайфун» могут похвастаться ошеломляющим количеством огневой мощи перед конкурирующими ПЛАРБ США класса «Огайо».

Улучшенный класс «Кило» (Проект 636.3/«Варшавянка»)

Широко признанные лучшими неатомными подводными лодками России, субмарины этого класса являются последней крупной доработкой оригинальных подлодок «Кило» (Проекта 877). Эти дизель-электрические ударные подлодки в первую очередь предназначены для ведения противолодочной войны и противокорабельных операций в прибрежных водах. Лодки проекта 636.3 могут похвастаться мощным комплектом из шести торпедных аппаратов, но настоящая сила этих подводных лодок заключается в их чрезвычайно низком уровне шума – они настолько тихие, что ВМС США неофициально называют их «черными дырами».

Дельта IV (Проект 667-БДРМ «Дельфин»)

Класс Delta IV стал кульминацией многолетних советских усилий по совершенствованию своей флагманской линейки ПЛАРБ. Эти корабли советской эпохи – все семь из которых до сих пор служат на Северном флоте ВМФ России – имеют пониженный уровень шума по сравнению с классами Delta I-III, а также расширенный выбор совместимых торпед и противокорабельных ракет и более мощные БРПЛ вместе с модернизацией оружия наведения.

«Ясень-М»

Новая флагманская линейка российских ударных атомных подводных лодок с крылатыми ракетами может похвастаться значительно более низкой акустической сигнатурой, чем ее предшественники советской эпохи. АПЛ класса «Ясень» будут совместимы с российской гиперзвуковой противокорабельной крылатой ракетой 3М22 «Циркон», что представляет реальную угрозу для авианосных ударных групп НАТО. Первая подводная лодка класса Yasen-M – К-561 «Казань» – была сдана в эксплуатацию в мае 2021 года, еще семь запланировано поставить в строй до 2028 года.

«Борей»

ПЛАРБ «Борей» проекта 955 – новейшая морская ветвь ядерной триады России. Оснащенные «неуязвимыми» баллистическими ракетами РСМ-56 «Булава», подводные лодки класса «Борей» способны нести на порядок более разрушительную боевую нагрузку, чем прежние «Тайфуны». Десять подлодок «Борей» запланированы как часть госпрограммы вооружения России до 2027 года, четыре из них уже находятся на действительной службе.

Топ-5 худших подводных лодок в истории России

В этот список, опубликованный NI в отдельной статье, включены в основном типы подводных лодок, выпущенные в период существования СССР и в силу прежде всего своей новизны отличившиеся (как и в других странах, включая США) высокой аварийностью.

Так, класс «Ноябрь» [проект 627 «Кит»] был первой в СССР серией атомных ударных подводных лодок, дебютировавшей в 1958 году, и страдал от серьезных проблем безопасности и надежности его экспериментального типа реактора.

В дальнейшем советские АПЛ класса Victor I [проект 671 «Ёрш»], по оценке NI, «совершили революционный скачок» в технологиях, а их модификация Victor II [проект 671РТ «Сёмга»] стремилась “уменьшить поколение шума, но изменения были слишком малы и слишком запоздали“. Семь подводных лодок класса Victor II были построены с 1972 по 1978 год, а затем эта серия была прервана и заменена заметно более успешными лодками класса Victor III» [проекта 671РТМ(К) «Щука»].

Единственная подлодка в своем классе проекта 685 «Плавник», К-278 «Комсомолец» предназначалась как полигон для отработки новых военно-морских технологий. В 1989 году на борту «Комсомольца» возник пожар, вызвавший серию других аварий, в результате которых подводная лодка затонула. При этом погибло 42 члена экипажа.

Обозреватель NI припомнил даже подводные лодки класса «Правда», выпущенные в середине 1930-х годов. По его оценке, они обладали плохой маневренностью, неприемлемо длительным временем и малой глубиной погружения. «Советские военные быстро осознали, что класс «Правда» был крайне слаб для своей прямой роли, и во Второй мировой войне использовался исключительно в транспортных целях», – отмечает Эпископос.

Из собственно российских подводных лодок в «Топ-5 худших» по версии NI включены только новые подлодки проекта 677 «Лада».

«Разработанные на основе уникальной технологии воздушно-независимой двигательной установки, они должны были предоставить российскому флоту модернизированное и экономичное дополнение к атомным подводным лодкам. Но проект Lada застопорился из-за технических трудностей, что вынудило производителя полностью отказаться от силовой установки AIP в пользу традиционной дизель-электрической системы. Включение проекта 677 в этот список отражает тот факт, что российская судостроительная промышленность не смогла реализовать основную определяющую особенность современных подводных лодок», – поясняет обозреватель NI.