В настоящее время в России реализуются программы по созданию двух типов классических подводных лодок, причем с разной степенью успешности их продвижения. Об этом говорится в аналитическом обзоре польского военного портала Defence24. Перевод основных положений публикации представлен изданием discover24.ru.

В отличие от Королевского флота Великобритании или ВМС США, российский флот по-прежнему имеет на вооружении дизель-электрические подводные лодки. Это связано с тем, что ВМФ России, помимо океанических вод, также действует в преимущественно изолированных морях, таких как Балтийское, Черное и Средиземное. Кроме того, современные дизель-электрические агрегаты значительно усиливают потенциал флота, поскольку вооружены ракетами большой дальности «Калибр-П».

И помимо всего этого, обычные субмарины могут подлежать более широкому экспорту, что подтверждается выполнением российскими верфями нескольких контрактов на строительство подлодок для последующей продажи в Алжир, КНР, Индию и Вьетнам.

В настоящее время в России реализуются программы по созданию двух типов классических подводных лодок. Первый из них – проект 636.3 («Варшавянка») осуществляется без особых проблем, что связано с тем, что в их основе лежали удачные образцы проекта 877 («Палтус»), строительство которых было начато еще во времена СССР, а затем усовершенствованные для нужд иностранных заказчиков.

Таким образом, когда было решено строить корабли этого типа и для собственного флота, можно было использовать готовую и современную конструкцию. Результатом стало довольно быстрое строительство и ввод в строй в 2014-2016 годах шести «Варшавянок» для Черноморского флота. Подлодки проекта 636.3 стали значительным пополнением этого, все еще мало проинвестированного флота и интенсивно используются как для операций в Черном, так и в Средиземном море.

Положительный опыт эксплуатации «Варшавянок», а также стремление сохранить производственные мощности собственной промышленности побудили Минобороны России подписать контракт с AO «Адмиралтейские верфи» из Санкт-Петербурга, на строительство еще шести подводных лодок того же проекта для Тихоокеанского флота. В настоящее время на вооружении находятся три корабля этой серии – «Петропавловск-Камчатский» (с 2019 года), «Волхов» (с 2020 года) и «Магадан», где флаг был поднят 12 октября этого года. Эти корабли входили в состав 19-й бригады подводных лодок, базирующейся в бухте Малый Улисс во Владивостоке, которая до того эксплуатировала старые подлодки проекта 877.

Программа строительства второго типа классических подводных лодок проекта 677 («Лада») находится в гораздо более сложной ситуации. Эти корабли должны были стать прямыми наследниками знаменитых «Палтусов», но проблемы с двигательной установкой и другими бортовыми системами, выявленные при испытаниях опытного образца «Санкт-Петербург», привели к тому, что корабль с 22 апреля 2010 года использовался только в качестве экспериментального. Только 21 сентября этого года, спустя 10 лет, он закончил опытную эксплуатацию и вошел в состав 161-й бригады подводных лодок Северного флота, дислоцированной на базе Полярный.

Возобновление производства подлодок проекта 677 по доработанной конструкции следует трактовать в основном как готовность поддержать собственное судостроение и увеличить шансы на иностранные контракты в отношении экспортной версии «Лады» – проекта 677Э («Амур-1650»).

Первым таким модернизированным кораблем является «Кронштадт», заложенный еще в 2005 году. Он был спущен на воду в 2018 году и до сих пор проходит заводские испытания. Запланированный еще на 2019 год выход этой подлодки в море пока так и не состоялся, хотя, согласно текущим планам, она должна войти в строй в следующем году и усилить Тихоокеанский флот. Второе строящееся судно «Великие Луки», повторно заложенное под нынешним названием в 2015 году, готовится к спуску на воду, намеченному на 2022 год.

Ранее издание discover24.ru опубликовало перевод первой части обзора Defence24, касающийся атомных подводных лодок ВМФ России.