Россия приняла на вооружение противовертолетные мины, предназначенные для поражения низколетящей авиатехники. Эта угроза настолько серьезна, что армия США пытается разработать контрмеры. Об этом пишет американское издание «1945» (19FortyFive). Перевод основных положений публикации представлен изданием discover24.ru.

«Авиационные мины функционируют за счет использования акустико-инфракрасного датчика, который сначала определяет шум двигателя летательного аппарата на расстоянии до 3,2 км, а затем запускает снаряд по идентифицированному воздушному объекту, когда он находится в пределах 150 метров. Хотя в настоящее время установленные российские авиационные мины могут поражать низколетящие цели только на очень коротком расстоянии, их применение может значительно усложнить усилия противников России по защите аэродромов, зон высадки и любых других мест, где авиация может летать на низких высотах», – говорится в журнале OE Watch армии США, который следит за зарубежными военными разработками.

Противовоздушные мины могут устанавливаться наземными войсками или даже сбрасываться с вертолетов с использованием специальной версии такой мины с дополнительными стабилизирующими стропами. Мины могут быть установлены очень быстро, в частности, трехкилометровое минное поле российские саперы установили за один час во время учений в марте 2018 года. И они могут оставаться в рабочем состоянии не менее трех месяцев после размещения.

«Ключевыми факторами, влияющими на продолжительность боевой работы, являются, прежде всего, температура окружающего воздуха и количество срабатываний системы наведения минной цели. Тем не менее, минимальный гарантированный срок автономной работы источника питания составляет 90 дней», – заявляют производители этого оружия.

Созданные для уничтожения вертолетов мины также способны сделать уязвимыми и самолеты, особенно при посадке. Даже тяжелые бомбардировщики и военно-транспортные самолеты при заходе на посадку снижают скорость до 280-320 километров в час, а высоту полета – до 100-200 метров. Причем это делается на дальности от «родной» взлетно-посадочной полосы аэродрома не менее, чем в 10-15 километрах.

Интересно, что российские военные рассматривают противовертолетные мины не только как кинетическое, но и как психологическое оружие.

«Важная роль также была отведена психологическому воздействию на экипаж, который осознает опасность взрыва и непроизвольно увеличивает высоту полета вертолёта, делая его более уязвимым для традиционных средств ПВО», – отмечает «Военно-Промышленный курьер».

Тактическая полезность противовертолетных мин очевидна. Первоначально разработанные Россией в конце 1990-х годов как средства защиты объектов и блокировки потенциальных зон приземления, они также могут быть скрытно размещены коммандос для закрытия вражеских аэродромов. Противовертолетные мины – идеальное средство для организации минных засад на предполагаемых маршрутах полета вертолетов и легких самолетов противника, способных существенно дополнить традиционные средства ПВО.

Армия США была настолько обеспокоена авиационными минами России, что направила запрос на исследования для разработки мер противодействия. Текущий статус этого проекта неясен.

Кроме того, вызывает беспокойство попадание противовертолетных мин в руки террористов. Еще с 1970-х годов авиалайнеры стали уязвимы для зенитных ракет, запускаемых террористами, так что появление зенитных мин в крупном международном аэропорту станет пугающей возможностью.

Но даже в чисто военном отношении эта концепция может стать проблемой. В то время как обычные средства ПВО имеют способность различать авиатехнику противника и собственную, мины отличаются неизбирательностью целей для поражения. Примечательно, что российские мины описываются как «автономные», то есть им не нужен человек, чтобы дал команду их взорвать. Но это также означает, что машины сами будут принимать решение «нажать на курок», и ошибки в таком случае неизбежны, резюмируют авторы издания.