После того, как Талибан (организация, запрещенная в РФ как террористическая) захватил аэродром в Кандагаре, в социальных сетях появились фотографии, на которых боевики позируют с военными вертолетами, такими как Black Hawks американского производства и Ми-17 советского производства. Вскоре к этому добавились фото с авиабазы Мазари-Шарифа и боевиков, стоящих рядом с штурмовиком А-29 и служебным вертолетом MD-530.

Ведущий военный портал США Defense News сообщает: «Теперь, когда Афганистан находится под контролем Талибана, вопрос больше не в том, получит ли эта организация доступ к самолетам и вертолетам, предоставленным афганским военно-воздушным силам, а в том, что она планирует с ними делать, и что американские военные могут сделать в этой ситуации».

Согласно июльскому отчету Специального генерального инспектора по восстановлению Афганистана, афганские ВВС эксплуатировали в общей сложности 211 единиц авиатехники, из них около 167 самолетов и вертолетов являлись готовыми к использованию.

В частности, ВВС Афганистана использовали 23 штурмовика А-29, четыре грузовых самолета С-130 и в общей сложности 33 военизированных версии Cessna Caravan, частью сконфигурированных для выполнения воздушных атак. Основные силы составляли около 150 вертолетов, в том числе универсальные вертолеты UH-60 Black Hawk и вооруженные MD-530 американского производства, а также советские Ми-17, которые находились в процессе вывода из эксплуатации.

В арсенале афганских ВВС наиболее совершенным является A-29 Super Tucano, турбовинтовой штурмовик, построенный бразильским производителем Embraer и модифицированный американской оборонной фирмой Sierra Nevada, которая установила на эти самолеты современные датчики и вооружение производства США. В отличие от реактивного истребителя, созданного для действий прежде всего в воздушном бою, A-29 оптимизирован именно для противоповстанческих операций, когда самолет должен лететь медленно и низко для поражения целей на земле. Таким самолетом могут управлять относительно неопытные пилоты и эксплуатировать его в суровых условиях.

По словам генерала ВВС Марка Келли, это все же не та технология, которая может угрожать американским военным в будущих столкновениях с Талибаном: «Для людей понятно беспокойство по поводу любой возможности, попадающей в руки боевиков, будь то винтовка M16 или А-29. Но достаточно сказать, что технология, заложенная в A-29, не является передовой. Когда вы посмотрите на дальность полета, скорость и грузоподъемность самолета, мощность его компьютера… откровенно говоря, нас это не беспокоит».

То же мнение высказал эксперт Ричард Абулафия из Teal Group: если Талибан будет стремиться продать захваченные самолеты и вертолеты, ни один из их типов не содержит секретных технологий, которые были бы полезны для таких стран, как Китай или Россия.

При этом Талибан столкнется с длинным списком препятствий, если он попытается использовать оборудование самостоятельно, используя оставшиеся самолеты и вертолеты, чтобы сформировать основу своих ВВС для собственных спецопераций.

Келли считает, что у талибов сейчас нет обученных пилотов, способных безопасно управлять самолетом, использовать его датчики, заряжать и размещать оружие. «Талибан, разумеется, способен подыскать квалифицированных пилотов, но что касается угрозы для региона, я не думаю, что это реальная угроза, которая нас особо беспокоит».

Большим препятствием для Талибана станут расходы, опыт и материально-техническое обеспечение, связанные с обслуживанием самолетов до и после полета, а также проведение ремонта и покупка запасных частей. Но Абулафия отметил, что использование оружия самолета – либо против граждан Афганистана, либо против других стран в регионе – может в конечном итоге подорвать цель Талибана по сохранению контроля над страной.

«Чем больше они используют обычную военную технику, тем больше они становятся мишенью. Если бы у них были проблемы, они бы делали то, что делали до 11 сентября: укрывали террористические группы. В стране явно не так много организованного внутреннего сопротивления. Похоже, они не горят желанием вступать в драку с соседними странами, и, если бы они это сделали, у них ничего не вышло бы», – сказал он.

При этом далеко не все военные самолеты остались в Афганистане с приходом к власти талибов. Так, в воскресенье вечером три самолета афганских ВВС и два вертолета, на которых находилось 143 военнослужащих, благополучно приземлились в Таджикистане после получения разрешения от властей страны, сообщает The New York Times.

Пилоты и техника афганских ВВС также пытались найти убежище в Узбекистане, хотя до сих пор точно неясно, сколько самолетов и личного состава перелетело в эту страну за последние несколько дней. Генеральная прокуратура Узбекистана пока что подтвердила, что 14 и 15 августа в страну прилетели 22 неуказанных военных самолета и 24 вертолета, на борту которых находились 585 солдат и летчиков. Еще три штурмовика А-29 запросили разрешение на посадку и получили в сопровождение МиГ-29 узбекских ВВС, но один МиГ-29 и А-29 столкнулись во время полета. Пилоты обоих самолетов благополучно катапультировались.