Американское военное издание Military Watch дало высокую оценку российскому истребителю Су-35, несмотря на впервые случившуюся аварию. Представляем перевод статьи, опубликованной Military Watch.

31 июля российский истребитель Су-35 «поколения 4++» потерпел крушение в Охотском море, в дальневосточной части страны. Самолет, базирующийся в Хабаровском крае, выполнял тренировочный полет и, как сообщается, разбился из-за отказа двигателя. Пилот катапультировался и приземлился, вскоре после этого он был найден поисково-спасательной группой и благополучно доставлен на его военную базу. По факту инцидента ведется расследование.

В целом же Су-35 имеет положительные показатели безопасности, и это была первая авария с момента первого полета данного типа истребителя в 1988 году, когда он находился в разработке для советских ВВС по программе Су-27М. Считается, что изменение названия на Су-35 после распада Советского Союза произошло в основном по маркетинговым причинам.

Истребитель находится на вооружении ВВС России с 2014 года, поскольку резкое сокращение российской экономики и оборонного сектора после распада СССР задержало разработку более чем на десять лет. Другие, более амбициозные советские программы разработки новых реактивных истребителей Су-47 , МиГ 1.44 и МиГ-31М, были к тому времени давно прекращены, и Россия выбрала путь усовершенствования наиболее эффективного из действующих типов боевых самолетов.

Су-35 создан на базе планера Су-27 Flanker, который поступил на вооружение советских ВВС в 1985 году и в то время считался лучшим истребителем превосходства в воздухе из всех используемых военно-воздушными силами мира. От предшественника Су-35 отличается не только улучшенными двигателями, но и значительно уменьшенным поперечным сечением радара, более прочным и не требующим обслуживания планером с использованием большего количества композитных материалов, гораздо более высокой выносливостью и боеспособностью, а также значительно модернизированными датчиками, авионикой и системами радиоэлектронной борьбы.

По оценкам, на начало 2021 года на вооружении российских ВВС состояло 94 Су-35, еще 24 были поставлены в Китай и 17 произведены для Египта (поставлено 5 из них). Истребителям этой модели отведена только одна производственная линия, другие линии ориентированы на выпуск Су-30СМ/СМ2 и Су-34.

Двухдвигательная конструкция Су-35 обеспечивает избыточность, необходимую для того, чтобы аварии были намного более редкими, чем у одномоторных истребителей. Применяемый турбореактивный двигатель АЛ-41 является не только одним из самых мощных в мире, но и дает преимущества повышенной надежности по сравнению с АЛ-31, использовавшимся предшественниками.

Су-35 считается самым способным истребителем России с точки зрения возможностей ведения воздушного боя, в том числе на уровне эскадрильи. Хотя разрыв в характеристиках между ним и более дешевым Су-30 сократился, поскольку последний получил те же двигатели АЛ-41 в версии Су-30СМ2. Превосходство в воздухе Су-35 также может быть оспорено более тяжелым и во многих отношениях более мощным перехватчиком МиГ-31 Foxhound и новейшим Су-57, из которых к концу 2021 года на вооружении будут находиться всего пять истребителей, впрочем, ожидается, что с 2024 года их количество будет расти намного быстрее.

Хотя Су-35 первоначально вызывал значительный иностранный интерес, особенно после того, как он успешно показал себя на сирийском театре военных действий, растущая доступность Су-57 вполне может снизить его перспективы экспорта. Ожидается, что истребитель следующего поколения будет рассматриваться как более рентабельное вложение.