Военно-морской флот США может использовать одну из старейших технологий в мире, запустив автономные парусные дроны для поиска и отслеживания подводных лодок Китая и России. Об этом сообщает официальный сайт института ВМС США USNI News.

Компания Saildrone предлагает Пентагону свои беспилотные надводные суда, оснащенные композитным жестким крылом, в качестве постоянной разведывательной платформы, в том числе способной нести сложное гидроакустическое оборудование. По словам Брайана Кэннона, вице-президента Saildrone по картографированию океана, дроны, которые питают свои бортовые полезные нагрузки солнечной энергией, могут оставаться в море в течение длительных периодов времени для выполнения множества миссий.

«Мы используем ветер, чтобы управлять ими, в основном собирая данные об океане, атмосферные и океанографические наблюдения, но мы также можем поместить полезную нагрузку в киль судна и делать такие вещи, как промысловые исследования или однолучевое картирование», – сказал Кэннон для USNI News на ежегодном симпозиуме Лиги ВМФ Sea-Air-Space 2021 в National Harbour, штат Мэриленд, где Saildrone была представлена впервые.

«С точки зрения обороны дроны можно использовать для поиска подводных гор, которые способны представлять опасность для подводного плавания», – дополнил Кэннон.

По его словам, любая из моделей Saildrone может нести пассивные акустические датчики и передавать сигналы на управляющее надводное судно. Более крупные версии могут буксировать гидролокатор или другой подводный датчик для охоты на подводные лодки противника.

Компания Saildrone со штаб-квартирой в Аламеда, Калифорния, построила уже сотню 23-футовых [7 м] дронов Explorer. По словам Кэннона, тридцать судов активно курсируют по волнам от Арктики до тропиков Тихого океана, составляют карту морского дна, измеряют косяки рыб, отслеживают поведение акул и проводят другие миссии по сбору данных.

Полностью электрическое парусное судно без экипажа оснащено солнечными батареями, размещенными на парусе и палубе. Небольшой гребной винт используется в основном в качестве вспомогательного генератора энергии, который вращается во время движения лодки. Explorer выдерживает до года пребывания в море.

Удаленный оператор определяет коридор, внутри которого дрон может плыть, и наносит на карту путевые точки. Все остальное делают бортовые компьютеры, в том числе оптимизируют положение паруса и контролируют его ориентацию по волнам.

Береговая охрана США уже проверила возможность развертывания автономных парусных лодок для постоянной осведомленности о морской сфере в отдаленных районах океана. В 2020 году шесть дронов Explorer отплыли с Гавайев, чтобы за месяц продемонстрировать свою выносливость в нескольких тестах, представляющих собой рабочие сценарии, включая общий мониторинг наземного движения; выявление незаконного, нерегулируемого и несообщаемого промысла; поиск и патрулирование; мониторинг безопасности порта. Флот беспилотников успешно предоставил нужную информацию подразделениям береговой охраны во время испытаний.

После успеха Explorer следующим шагом Saildrone стал 72-футовый [22 м] дрон Surveyor, у которого имеется установленный на киле гидролокатор, который может работать на глубине до 7000 метров, и многолучевой эхолот для мелководья, который может собирать карты прибрежной зоны с очень высоким разрешением. Вспомогательный дизельный двигатель служит дополнением, обеспечивающим бесперебойную работу энергоемкого гидролокатора. Двигатель также можно использовать для движения в штиль, но в основном он используется для зарядки бортовых аккумуляторов.

Surveyor в качестве испытаний отправился из Сан-Франциско на Гавайи в июле и нанес на карту все данные за 28-дневный переход над ранее неизведанным океаном. «Только 20 процентов дна наших океанов нанесено на карту. Я не хочу сказать, что людям наплевать, но это явно не является приоритетом», – отметил Кэннон.

Также компания Saildrone недавно запустила 33-футовый [10 м] прототип под названием Voyager. Дрон будет иметь радар, приемопередатчик автоматической системы идентификации (AIS) и камеры высокого разрешения с обзором на 360 градусов. Кэннон сказал, что за последние пять лет компания сделала 100 миллионов снимков поверхности океана и вещей, плавающих на нем. По словам Кэннона, во время предыдущих учений ВМС США RIMPAC дроны могли делать снимки, идентифицировать суда и передавать эти данные через спутник. По его словам, идея состоит в том, чтобы «иметь еще один объект, который следит за водой, чтобы патрулировать определенные районы, высвобождая корабли с экипажем для тех миссий, которые они способны делать лучше».