Королевские военно-воздушные силы Великобритании (RAF) готовятся провести экстренные учения, в ходе которых их истребители будут работать с гражданских аэродромов и с полос шоссе. Эта инициатива мотивирована тем, что «потенциальная российская агрессия», вероятнее всего, будет в первую очередь нацелена на несколько британских баз истребительной авиации.

Как сообщает портал The Drive, перевод статьи которого представлен изданием discover24.ru, фактически это означает возврат к прежним практикам НАТО времен «холодной войны». Главный маршал авиации сэр Майк Вигстон, начальник штаба Королевских ВВС, обнародовал планы учений Agile Stance, в ходе которых истребители службы получат приказ без уведомления о развертывании в альтернативных местах, начиная с этой осени.

Истребители будут развернуты «боевыми четверками» – отрядами по четыре самолета в каждом. На временном местонахождении реактивные самолеты будут снабжены передовыми пунктами вооружения и дозаправки, в то время как военнослужащие полка RAF будут обеспечивать войсковую защиту.

В качестве взлетно-посадочных полос, которые будут использоваться, намечены гражданские аэродромы – наименее часто используемые, в том числе расположенные вдали от крупных населенных пунктов. Также возможно задействование гражданских аэропортов Борнмут на юго-западе и Тиссайд на северо-востоке, которые сейчас используются коммерческими операторами, но в целом служат для поддержки «миссии электронной атаки противника» с использованием бизнес-самолетов Dassault Falcon.

Военные эксперты отмечают, что при относительно небольшом количестве авиабаз Королевских ВВС в повседневной эксплуатации, возможность рассредоточивать самолеты и совершать вылеты из других мест станет полезным вариантом, если какая-либо ВПП выйдет из строя по другим причинам. Так, недавно базу RAF Brize Norton пришлось закрыть после того, как некачественные ремонтные работы привели к таянию асфальта в летнюю жару.

По мнению The Drive, «ракетная угроза» от России, о которой говорил Вигстон, скорее всего, является спорной. Речь здесь может идти о крылатой ракете наземного базирования 9M729, также известной как SSC-8 Screwdriver. Согласно мнению НАТО, это оружие нарушило условия Договора о ракетах средней и малой дальности: обладая дальностью полета около 1500 миль [2400 км], 9М729 сможет поразить любую цель в Западной Европе при запуске из Калининграда.

Государственный секретарь Великобритании по вопросам обороны Бен Уоллес недавно также привлек внимание к очевидной угрозе, исходящей от России – в данном случае ее расширяющихся морских возможностей – когда он в назвал эту страну в мае прошлого года «угрозой номер один» для Великобритании. Об этом, в частности, свидетельствует резкий рост числа заходов судов ВМФ России в воды вокруг Соединенного Королевства.

В годы «холодной войны» тактические самолеты НАТО нередко практиковали взлеты и посадки на автомагистралях. В Великобритании самой известной была публичная демонстрация в апреле 1975 года, когда летчик-испытатель British Aerospace приземлил ударный истребитель Jaguar GR1 на автостраде M55 между Престоном и Блэкпулом в графстве Ланкашир.

Боевая авиация НАТО в тот же период часто использовала полосы автобанов в Западной Германии, вблизи к потенциальным линиям фронта любого конфликта со странами Варшавского договора. На большинстве автобанов специально построили участки определенной длины, усиленные железобетонными секциями, и оборудовали «зоны рассредоточения» для дозаправки и перевооружения самолетов.

Меры обеспечения «нештатных ВПП» на случай непредвиденных обстоятельств до сих пор используются военной авиацией многих европейских стран. В Финляндии и Швеции работа с автомагистралей является частью стандартной доктрины ВВС.