Американское военное издание Military Watch оценило перспективы нового российского истребителя МиГ-35, который с 2019 года фактически затормозился на стадии начального мелкосерийного производства. Издание отмечает в заголовке своей публикации: «Бойцы среднего веса изо всех сил пытаются найти себе покупателей». Представляем эксклюзивный перевод основных положений статьи Military Watch.

Из двух новых российских истребителей, поступивших на вооружение за последние полдесятилетия, МиГ-35 считается «менее производительным». Это многоцелевой самолет среднего веса с возможностями поколения 4++, разработанный как более легкий и дешевый аналог более известного Су- 57. На вооружение ВВС России Су-57 поступил в декабре 2020 года, а МиГ-35 был введен в эксплуатацию в июне 2019 года и в настоящее время находится в стадии фактически «замороженного» начального производства.

Су-57 разрабатывался в целом как преемник истребителя Су-27 четвертого поколения эпохи «холодной войны», МиГ-35 – разработан как преемник МиГ-29 и во многом унаследовал конструкцию своего предшественника, поступившего на вооружение ВВС России с 1980-х годов. Окончание «холодной войны» и острая нехватка средств, вынудили Россию пожертвовать разработкой своих новых легких самолетов, чтобы направить средства на более тяжелые истребители Сухого, такие как Су-30, Су-34 и Су-35 – все они созданы на базе планера Су-27 и составляют сегодня основную массу воздушного флота. В результате преемники МиГ-29 появлялись в течение 37 лет после того, как первоначальный самолет был впервые введен в эксплуатацию в 1982 году, в виде несколько усовершенствованных производных, в первую очередь МиГ-29М и МиГ-29СМТ.

Несмотря на внешнее сходство с МиГ-29, МиГ-35 имеет возможности, значительно превосходящие предшественника. Истребитель имеет усовершенствованную авионику, которая облегчает использование более широкого диапазона вооружений против воздушных, морских и наземных целей, и был изначально разработан как многоцелевая платформа. По сравнению с МиГ-29, МиГ-35 имеет более высокую боевую нагрузку, более мощные и экономичные двигатели, более высокий запас топлива и радар AESA, который является более мощным и трудным для подавления, чем различные используемые радары с пассивным сканированием у вариантов МиГ-29.

Истребитель МиГ-35 также имеет более высокий составной планер с использованием более легких и прочных материалов, а также новое поколение штатных средств поражения, таких как крылатые ракеты Х-38 и ракеты типа «воздух-воздух» Р-37М. Его конструкция вполне допускает внедрение искусственного интеллекта, лазерного оружия, выведения изображений на шлем пилота, а также сложные системы РЭБ и современные системы защиты ракет для повышения живучести и другие важные особенности. Многие характеристики истребителя аналогичны самолетам пятого поколения, с единственным серьезным недостатком – отсутствием малозаметности у планера.

Возможно, самая большая привлекательность МиГ-35 по сравнению с МиГ-29 заключается в том, что истребитель был спроектирован гораздо менее затратным в эксплуатации. Как заявлено производителем, его требования к техническому обслуживанию вдвое меньше, чем у МиГ-29. Тем самым у эксплуатантов старых самолетов есть сильный стимул заменить свой парк на МиГ-35, что не только обеспечит значительное улучшение характеристик, но и значительно снизит затраты в долгосрочной перспективе.

МиГ-35 можно рассматривать как символ возвращения России в статус мировой авиационной державы с возможностью производить современные дополнительные линейки боевых самолетов из нескольких различных конструкторских бюро – на что в мире способны только США и Китай. Однако будущее этого истребителя в ВВС России является несколько сомнительным, учитывая явное предпочтение тяжелым самолетам, таким как Су-30 и Су-57. Небольшое количество оставленных на вооружении МиГ-29 в основном являются модернизированными вариантами и в замене остро не нуждаются.

Предпочтение «тяжеловесам» обусловлено их гораздо большими дальностью полета и полезной нагрузкой, хотя они требуют и гораздо более высоких затрат на приобретение и эксплуатацию. Но не все армии могут себе это позволить. Как и постсоветские варианты МиГ-29, МиГ-35, по-видимому, ориентирован в первую очередь на экспортные рынки, где некоторые клиенты предпочитают реактивные самолеты средней массы.

Среди основных потенциальных клиентов МиГ-35 – Иран, Египет, Индия и Беларусь. Индия все еще считается вероятно способной заключить крупный контракт, который может включать лицензионное производство самолета. Тем не менее, истребитель сталкивается с серьезной конкуренцией как со стороны вариантов МиГ-29, которые все еще предлагаются и стоят значительно дешевле, так и со стороны китайского J-10C, который имеет много преимуществ в летно-технических характеристиках и выгоды от производства в гораздо большем масштабе.

Если МиГ-35 не получит существенных экспортных контрактов в течение следующего десятилетия, вполне вероятно, что Россия будет еще больше пренебрегать этой разработкой. В частности, Алжир отдает предпочтение сильно усовершенствованному варианту МиГ-29М по сравнению с МиГ-35, а сама Россия объявила, что разрабатывает новый истребитель среднего веса пятого поколения, который, как сообщается, будет построен на базе одного двигателя Saturn 30 от Су-57.