В США с большой настороженностью отмечают активную модернизацию подводных сил ВМФ России за счет внедрения передовых технологий «малозаметности» из когда-либо существовавших. По сообщениям российских СМИ, очередной прорыв в этой области ожидается в уже скором создании второй атомной подводной лодки с баллистическими ракетами проекта 955A («Борей-А»). Об этом и потенциальном «ответе» США пишет американское военное издание Warrior Maven, перевод статьи представлен изданием discover24.ru.

***

В прошлом году Россия развернула АПЛ «Князь Владимир» – первую в серии из по крайней мере семи модернизированных субмарин класса «Борей-А», вооруженных ядерными баллистическими ракетами, получивших название «проект 955А». Вторую подлодку – «Князь Олег», как сообщает ТАСС, планируется ввести в эксплуатацию в июле текущего года. По данным ТАСС, еще как минимум пять субмарин данного типа находятся в процессе строительства и еще две заказаны.

Первые модели класса Borei (проекта 955) были приняты на вооружение еще в 2013 году, однако, как сообщается, 955A включают ряд значимых технических усовершенствований, направленных на снижение акустической сигнатуры подводной лодки. Хотя подробности об этих инновациях, вероятно, недоступны по очевидным причинам секретности, в нескольких отчетах указывается природа новых технологий бесшумности, включенных в конструкцию 955A.

По мнению специалистов, в усилиях России по модернизации подводных лодок класса 955 до 955A можно выделить несколько основных нововведений

Звукопоглощающее покрытие вместе со специфическим расположением бортового оборудования обеспечивает практически бесшумное боевое патрулирование. Отмечено, что с появлением каждой новой российской субмарины состав ее звукопоглощающей изоляции меняется, как и способ ее крепления к корпусу. «Уникальные технологии создания веществ высокой плотности снизили шумность современных подводных лодок более чем в 100 раз по сравнению с подводными лодками времен холодной войны», – говорится в отчете издания Navy Recognition.

Проект 955A также включает в себя гидравлические форсунки для «скрытого движения» и технологию, называемую «высокопрочный маломагнитный корпус», чтобы еще больше снизить уровень шума и противодействовать акустическим датчикам, стремящимся отслеживать вражеские подлодки. В одном из сообщений утверждалось, что 955A показали себя «тише», чем американские ударные подводные лодки типа «Вирджиния».

Лодки «Борей-А» несут до 16 ракет со значительной дальностью – 9300 км, что примерно эквивалентно заявленной дальности новых китайских ракет JL-3 с ядерным вооружением. Оба этих вида ядерного оружия способны, в зависимости от стратегического позиционирования, подвергнуть опасности континентальные США со значительных расстояний.

США так же, как и Россия, не раскрывают подробности о новых подводных лодках с ядерными баллистическими ракетами класса Columbia, строящихся с использованием инноваций, которые могут сделать эти субмарины самыми малозаметными из когда-либо существовавших. Разумеется, многие из наиболее эффективных технологий, предназначенных для снижения акустической сигнатуры лодок, скорее всего, недоступны по соображениям безопасности.

Но можно отметить, что Columbia строится с двигателем с электрическим приводом. Эта технология, конечно, намного тише, чем прежняя гидравлическая система. Следует также учесть большое количество передовой электроники, встроенной в подводную лодку, новые виды командования и управления, компьютеризированные или автоматизированные навигационные системы, а также оружие с электрическим приводом и сенсорные интерфейсы.

Еще один способ остаться менее заметным – это использование подводных разведывательных беспилотных аппаратов. Такие подводные дроны в настоящее время активно строятся военно-морским флотом, чтобы использовать новые системы наблюдения и восстановления для подводных боевых действий с помощью ракетных труб.

Техническая возможность отправлять и отслеживать беспилотные гидролокаторы и системы подводной разведки, все более способные обмениваться данными в режиме реального времени с более крупными базовыми подводными платформами, может позволить большой лодке класса Columbia более безопасно задерживаться в местах, «которые невозможно обнаружить», что позволяет передовые подводные дроны для входа в районы повышенного риска для патрулирования на предмет угроз, например, подводных лодок противника.