Тема «российской военной активности» в Арктике набирает все большие обороты в американских СМИ, что может свидетельствовать о желании властей США сформировать в представлениях своей «общественности» новый масштабный «фронт» для противостояния с Россией. Так, 11 апреля американское издание Defense News разразилась «залпом» из сразу четырех публикаций, посвященных различным военным аспектам оценок ситуации в Арктическом регионе.

«Топовое» место среди этих статей отведено информации от московского корреспондента издания, призванной донести до американского читателя главную мысль, отраженную в заглавии: «Активность России в Арктике будет увеличиваться», она получит в этом регионе «новые возможности», и это не должно оставаться без внимания США.

Defense News сообщает, что согласно мартовскому отчету Стокгольмского международного института исследования проблем мира, 80 процентов природного газа и 17 процентов добычи нефти в России поступает из Арктики. Регион в целом рассматривается наблюдателями как будущее поле битвы как военного, так и экономического соперничества между соперничающими державами. «Этот регион традиционно был и остается в сфере наших особых интересов. Здесь сосредоточены практически все аспекты национальной безопасности: военно-политические, экономические, технологические, экологические и ресурсные », – сказал Путин в 2014 году на заседании Совета безопасности России по арктическому региону.

Далее Defense News напоминает своим читателям: в том же году, когда Россия аннексировала Крымский полуостров у Украины, в военную доктрину РФ впервые была включена строчка о «защите интересов России в Арктике». «Военная активность в Арктике необходима для надежного контроля над регионом и защиты там интересов. Военное усиление России в Арктике является частью экономической стратегии », – сказал Defense News Илья Крамник, младший научный сотрудник аналитического центра ИМЭМО в Москве.

В ходе учений в прошлом месяце три российские атомные подводные лодки одновременно прорвали ледяной покров Арктики. Получив отчет о боевых действиях от командующего ВМФ России адмирала Николая Евменова, Путин назвал учения беспрецедентными «в истории как советского периода, так и новейшей истории Российской Федерации».

Между тем в Минобороны заявили, что в ближайшее время в Арктике будут испытывать различные типы военных самолетов, включая истребители Су-34 и Су-35, а также самолеты-амфибии Бе-200. Последний часто используется для тушения пожаров, но его основная задача в Арктике будет заключаться в проведении спасательных операций. Бывший военный летчик-испытатель Игорь Маликов сказал «Известиям» 23 марта, что главная проблема самолета в регионе – это его компьютерное оборудование из-за низкой температуры.

Десантные силы ВМФ недавно практиковались в использовании полярных упряжек, запряженных оленями и собаками, в сотрудничестве с местными жителями, которые традиционно используют их для охоты. «Морские пехотинцы давно изучают опыт выживания местных народностей в Арктике, – сказал Defense News Дмитрий Литовкин, старший редактор отдела обороны «Независимой газеты».

Чтобы снабдить войска оборудованием и снаряжением, необходимыми в суровом климате региона, военные объявили тендер на переброску военных грузов в Арктику. Тендер на сумму около 464 миллионов рублей (6 миллионов долларов США) стал закрытым, то есть участвовать в нем могут только приглашенные Министерством обороны компании.

В прошлом году представители Министерства обороны объявили о планах построить шесть танкеров для заправки судов. По данным «Известий», они должны быть готовы к 2028 году.

Военное присутствие России в Арктике стало более заметным в последние годы, когда страна учредила Объединенное стратегическое командование Северного флота, которое контролирует российские войска в регионе. В 2019 году представители оборонного ведомства сообщили, что 19 аэродромов в регионе построены или прошли модернизацию. Самый крупный из них находится на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Этот аэродром может принимать несколько типов самолетов, в том числе тяжелый авиалайнер Ил-76.

Тем не менее, наращивание военной мощи в регионе производится меньше, чем при Советском Союзе, отмечает главный военный аналитик «Газеты.Ru», полковник в отставке Михаил Ходаренок. «Советское присутствие в Арктике было намного сильнее, а нынешнее российское присутствие еще не достигло уровня советских времен», – сказал он.

Но страна, вероятно, продолжит наращивать свой военный потенциал в регионе для защиты своих экономических интересов, добавил он. «Вы должны вести переговоры. Но для этого вам понадобится военный потенциал». Ему вторил мартовский отчет SIPRI, в котором аналитический центр сказал, что «военная активность в регионе низкая по сравнению с холодной войной, но она растет».

Как и некоторые другие российские эксперты, Ходаренок внимательно следит за Северным морским путем (СМП), который проходит через исключительную экономическую зону страны. Правительство хочет превратить этот маршрут в коммерческий, равный Суэцкому каналу, который является одним из наиболее часто используемых судоходных путей в мире. Но попытки получить полный суверенный контроль над СМП оспариваются Соединенными Штатами.

«Наша позиция ничем не подкреплена, и если американцы пошлют свою авианосную группу для осуществления свободы мореплавания, что мы можем с этим поделать?», – отметил Ходаренок.

Заинтересованность России в контроле над СМП усилилась после того, как в конце марта остановился контейнеровоз Ever Given в Суэцком канале, что парализовало движение танкеров через канал. Но Марсель Салихов, старший научный сотрудник НИУ ВШЭ в Москве, сказал Defense News, что большинство международных грузовых операторов сочтут СМП «рискованным», поскольку Россия не готова «обеспечить свободный доступ к маршруту из соображений стратегического контроля».

Три других материала Defense News, посвященных ситуации в Арктике, фактически лишь «подсвечивают главную цель». Они сообщают об опасной активности Китая, о намерении руководства оборонных ведомств Канады усилить свое военное присутствие в регионе, о возможности США опереться на еще 5 стран-союзников (ими названы Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция и Новая Зеландия) в рамках их «партнерского соглашения» с НАТО.

«Арктика, определявшаяся десятилетиями сотрудничества, похоже, обречена на дальнейшую милитаризацию» – пишет в Defense News Шэрон Э. Берк – директор программы обеспечения безопасности ресурсов аналитического центра New America, ранее работавшая помощником министра обороны США по оперативному снабжению энергоресурсами. В то же время она высказывает свое «особое мнение» о том, что Арктика, которая нагревается как минимум в два раза быстрее, чем остальная часть земного шара, является системой раннего предупреждения о разрушениях.

«С этой точки зрения, самая важная стратегическая выгода для Крайнего Севера, в конечном счете, связана не с ледоколами, ракетами или редкоземельными рудниками Гренландии. Скорее, речь идет о сокращении выбросов парниковых газов у ​​себя дома и работе с другими странами над адаптацией, внедрением инноваций и преобразованием мировой экономики. В ближайшем будущем может случиться так, что инвестиции в военный потенциал и присутствие станут неизбежной частью изменения баланса сил в Арктике, но все это будет спорным без прогресса в изменении климата», – считает Берк.