Поступивший на вооружение с 2014 года, российский тяжеловесный истребитель Су-35 считается первым в мире боевым самолетом «поколения 4++» и обладает рядом новых функций, ранее не использовавшихся в ВВС России. В их число входили первые действующие двигатели с трехмерным вектором тяги и первый радар с уменьшенным поперечным сечением, отмечает издание Military Watch.

Двигатели АЛ-41 на истребителе были самыми мощными из всех тяжеловесных истребителей четвертого поколения, созданных для воздушного боя, и в значительной степени ликвидировали разрыв с характеристиками двигателей пятого поколения. Они были менее чем на 14 кН слабее, чем F119, установленный на американском истребителе F-22 пятого поколения. Однако Су-35 имеет гораздо более легкую конструкцию, что обеспечивает более высокое соотношение тяги к массе.

Идут на конфликт: в РПЦ объяснили, как без агрессии отвечать бабушкам на замечания в храме

Н035 Ирбис был разработан НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова как многоцелевой РЛС Х-диапазона с пассивной фазированной антенной решеткой (ФАР), установленной на двухступенчатом гидроприводе. Двухступенчатый электрогидравлический привод поворачивает антенну механически на 60° по азимуту и ​​120° по крену, в то время как антенное устройство сканирует с помощью электронно-управляемого луча возвышения в секторах, превышающих 60°.

За счет электронного управления и механического дополнительного поворота антенны максимальный угол отклонения луча достигает 120° – такой способностью могут похвастаться немногие истребители. По сравнению со своим предшественником РЛС БАРС на Су-27 и Су-30, Ирбис имеет четыре, а не три дискретных канала и заменяет одиночную лампу бегущей волны Челнок с пиковой мощностью 7 киловатт на пару 10-киловаттных ламп, которые обеспечивают общую пиковую мощность 20 киловатт. В новом радаре используется цифровой сигнальный процессор Solo-35.01 и процессор обработки данных Solo-35.02, но сохранены аппаратные средства приемника, задающий генератор и возбудитель старой конструкции Барс.

Ирбис в течение многих лет имел самую большую дальность обнаружения среди российских самолетов, разработанных для воздушного боя, за исключением МиГ-31БСМ, и мог обнаруживать цель с радиолокационным сечением в три квадратных метра на расстоянии 350-400 км. Против малозаметных целей с поперечным сечением 0,01 квадратного метра дальность составляет 90 км.

Остается неясным, применимы ли эти приведенные диапазоны только тогда, когда радар сфокусирован на определенной области, или когда он выполняет более широкое сканирование до 120 градусов. С Су-35, предназначенным для работы в больших эскадрильях и обмена данными о целях через каналы передачи данных, ситуационная осведомленность для всего подразделения будет намного выше, чем для отдельного самолета.

В режиме отслеживания при сканировании Ирбис может одновременно обрабатывать 30 целей и обеспечивать наведение для одновременного запуска двух полуактивных ракет с задним наведением, таких как Р-27. Эти старые ракеты требуют наведения на протяжении всего курса полета, но они все чаще выводятся из эксплуатации в пользу более новых конструкций. При развертывании ракет с активным радиолокационным наведением типа Р-77 или Р-37М, которые, как считается, будут использоваться большинством Су-35, Ирбис сможет наводить до восьми ракет одновременно.

В то время как Ирбис может обнаруживать большие самолеты на расстоянии до 400 км, против наземных или морских целей расстояние несколько меньше. Цель размером с авианосец может быть обнаружена на расстоянии 150-200 км, цель размером с железнодорожный мост – на расстоянии 100-120 км, а цель размером с моторную лодку – на расстоянии 60-70 км.

В отличие от оригинальной РЛС БАРС, Ирбис имеет несколько режимов наземного картографирования, включая режим синтезированной апертуры, а на Су-35 радар дополнен оптико-электронной системой наведения ОЛС-35, которая обеспечивает лазерную локацию, экраны и инфракрасный поиск и отслеживание.

При развертывании против надводных целей радар может направлять до четырех ракет для одновременной атаки с высокой точностью и может делать это, одновременно сканируя горизонт в поисках новых воздушных целей. Это означает, что ситуационная осведомленность о воздушных угрозах не подвергается серьезному риску при работе в режиме «воздух-земля». Кроме того, он может отслеживать ранее идентифицированные воздушные и наземные цели, одновременно сканируя новые.

Ирбис – это самый мощный в мире радар с пассивной антенной решеткой с электронным сканированием, установленный на самолетах размером с истребитель, и ему бросают вызов только радары AESA, установленные на американских самолетах, таких как F-22 или F-15EX, или на китайских истребителях J-16 или J-15B.

Сегодня РЛС считается третьей по мощности в российском арсенале из тех, которые интегрированы в самолеты, построенные для воздушных боев, а радар AESA истребителя Су-57 и РЛС с фазированной решеткой Заслон-М гораздо большего размера на истребителе Су-57 и МиГ-31 более мощными. Считается, что Ирбис был разработан с расчетом на борьбу с самолетами-невидимками – так же, как Су-35 был разработан специально для борьбы с американскими F-22.

Возможность отслеживать такие самолеты на дальности 90 км является ценным активом, особенно, если несколько самолетов обмениваются данными о целеуказании, что может значительно расширить этот диапазон. Помимо Су-35, Ирбис также был интегрирован в истребители Су-27СМ2 и Су-27СМ3 ВВС России, которые имеют много общих характеристик с более новыми самолетами. Также предполагается, что радар предназначен для интеграции в улучшенные варианты Су-30 в будущем и будет предложен для экспорта как часть пакета модернизации для истребителей Су-30, что может серьезно обновить старые образцы.

Что касается самого Су-35, в ряде сообщений указывается, что Ирбис в конечном итоге может быть заменен РЛС AESA на основе конструкции, которая в настоящее время используется на Су-57, находящемся на вооружении с декабря 2020 года.

Добавить комментарий