В самом начале холодной войны Советский Союз серьезно проигрывал Соединённым Штатам и Североатлантическому блоку по всем параметрам своего вооружения. Особенно велик был отрыв в области строительства новых подводных лодок. Да, у СССР было несколько образцов производства ФРГ, которые можно было скопировать, однако превосходства на море они не гарантировали. Ведь Германия отлично знала свои подлодки и примерно представляла, как с ними бороться.

Именно поэтому перед советскими конструкторами возникла вполне конкретная цель – сделать быструю субмарину, которая могла бы погружаться на большую глубину, причем использовать для этого исключительно инновационные материалы.

Эта самая цель была достигнута. Подлодка «Лира» проекта 705 сразу же привлекла к себе внимание Запада, который посчитал ее временной, но весьма опасной угрозой.

«Лира» стала субмариной, в которой применялись самые новые на тот момент технологии. Впрочем, некоторые параметры этой подлодки не в состоянии повторить даже современные АПЛ. К примеру, она могла погружаться на глубину до 700 метров, а также моментально ускоряться до 41 узла. Сегодня такими способностями может похвастать далеко не каждая субмарина.

По вооружению она проигрывала американским подводным судам – на ее борту обычно размещалось не более 21 торпеды или крылатой ракеты. Однако и этого было вполне достаточно для того, чтобы уничтожить несколько ключевых кораблей потенциального противника и тем самым одержать победу в бою.

В 1974 году Союз был вынужден отказаться от «Лиры», которая, собственно, так и осталась прототипом, не перешедшим в серийное производство. Главной проблемой была слишком высокая стоимость строительства этой субмарины, которую называли «золотой рыбкой». Однако технологии, использованные в ее изготовлении, можно увидеть в некоторых современных подлодках. К ним относятся как «Барракуда» и «Щука», созданные при СССР, так и «Ясень-М» и «Борей», которые разрабатываются сейчас.