В конце Холодной войны судостроительные компании Советского Союза инвестировали значительные средства в создание корпусов для подводных лодок из титана. Однако коллеги из США решили не перенимать данный опыт. И на то есть причина. Об этом пишут журналисты National Interest, эксклюзивный перевод представлен изданием discover24.ru.

Проект 705 «Лира», который НАТО обозначило как «Альфа», считался одним из самых инновационных среди проектов подводных лодок в СССР в 60-х годах прошлого века. В основе использовался реактор на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем. Реакторами класса «Альфа» были продемонстрированы показатели, которые никому не удалось превзойти до сих пор.

Лира стала самой быстрой серийной подводной лодкой, уступавшей лишь прототипу Папа. Она могла работать на глубине 67 метров, что глубже погружения современных аналогов в НАТО. Такие впечатляющие показатели связаны с использованием титанового сплава при создании корпуса. Данный металл отличается легкостью и прочностью. При этом по сравнению со стальной конструкцией есть ряд преимуществ. Титан способен выдерживать более высокое давление, что обеспечивает большую глубину погружения.

Классы Альфа и Папа демонстрируют, что легкость титана обеспечивает и рекордные скорости. Металл также устойчив к коррозии и парамагнетизму, а это означает, что его труднее обнаружить военно-морскими судами с помощью детекторов магнитных аномалий (MAD).

Американские военные были обеспокоены впечатляющими характеристиками Альфа, что позволяло подлодкам противостоять торпедам ВМС США. Однако Вашингтон отказался использовать наработки СССР при производстве. Было решено инвестировать в новое оружие высокоскоростной противолодочной борьбы (ПЛО) – Mark 48 Torpedo.

Оглядываясь назад, можно сказать, что было много причин, почему ВМС США отказались копировать советскую подлодку. В первую очередь это связано с самим титаном. Данный металл редок, и как следствие дорог, обработка его проводится сложнее, чем железа.

Панели из титана сложнее согнуть, особенно в масштабах крупного производства. Для успешной работы требовались специальные склады с аргоном, обученные сварщики, снабженные внешней подачей кислорода.

Кроме этого, оказалось, что титан подвержен охрупчиванию водородом при более высоких температурах, что может привести к конструктивным дефектам, которые ставят под угрозу структурную целостность подводной лодки.

Кроме того, не было и цепочки поставок, которые бы позволили сделать серийное производство титана близким к рентабельному. Прототип Папы обошелся в 1 процент от ВВП Советского Союза в 1968 году, и это без учета затрат на техническое обслуживание и деградацию компонентов титана.

Американские военные понимали, что дешевле и проще будет разработать оружие, которое сможет противодействовать новинке, чем начинать дорогостоящую гонку.

Титановая конструкция Альфа претендовала на революционность. Однако не все инновации следует осваивать.