Федеральное авиационное агентство одобрило повторную сертификацию Boeing 737 Max. Полеты самолетов были остановлены на 20 месяцев из-за двух катастроф, в которых погибло 346 человек.
Неужели это конец проблемам Boeing, которые вместе с пандемией коронавируса чуть не похоронили крупнейшего в мире производителя гражданских самолетов? Похоже так. Федеральное авиационное агентство одобрило повторное использование 737 Max.
Вероятно, это было одно из самых тщательных расследований в истории авиации. Повторная сертификация машин, которая позволила выявить ряд других конструктивных и технологических ошибок, заняла 20 месяцев. По оценкам производителя, запрет на вылеты самолетов обошлось ему примерно в 20 миллиардов долларов. Было признано, что это была, пожалуй, самая дорогостоящая ошибка в истории компании.
Этап первый
Однако, повторные полеты в соответствии с требованиями FAA – это только первый этап в долгом процессе разрешения повторных полетов. Это касается только американского рынка и является намеком для других регуляторов. Таким образом, пока только 72 машины, принадлежащие American, United и Southwest Airlines, смогут взлететь. В настоящее время в автопарках эксплуатантов по всему миру насчитывается 387 таких самолетов.
Решение агентства также открывает потенциал для новых заказов для Boeing. В авиакомпании получили сигнал, что машина тщательно проверена и с большой долей вероятности на этот раз безопасна. Если бы не продолжающийся авиационный кризис, можно было бы ожидать резкого увеличения заказов на машину.
Катастрофы Boeing 737 Max
Запреты на полеты были введены в прошлом году после двух катастроф, в результате которых погибло 346 человек. Первая авария произошла в Эфиопии. 10 марта, вскоре после вылета из аэропорта Аддис-Абебы, самолет пропал с радаров.
Вскоре выяснилось, что произошла катастрофа, в результате которой погибли 149 пассажиров и восемь членов экипажа. Вторая авария произошла в октябре. Тогда разбился Boeing 737 Max индонезийской компании Lion Air. Машина, летевшая из столицы Индонезии на остров Суматра, упала в море в 15 км от берега. Погибли 189 пассажиров и членов экипажа.
Длительная сертификация
Компания уже несколько месяцев пытается повторно сертифицировать самолет. Федеральное управление гражданской авиации с момента принятия решения о запрете полетов самой продаваемой модели Boeing провело тщательное расследование, целью которого было сначала выяснить причины катастроф, а затем провести чрезвычайно тщательный осмотр всех остальных элементов самолета перед возвращением в строй.
В чем была проблема с 737 Max?
Рейсы Lion Air и Ethiopian Airlines потерпели крушение вскоре после взлета, и исследователи быстро обнаружили сходство, изучив данные о полете самолетов в черном ящике.
Пилоты в обоих крушениях столкнулись с проблемой системы повышения маневренных характеристик (MCAS) , которая была установлена на 737 Max для предотвращения остановки двигателей, если самолет слишком быстро набирал высоту.
Система была разработана, чтобы опускать нос самолета, когда он поднимается слишком высоко. Эта система зависела от датчика на внешней стороне самолета, который измерял так называемый угол атаки самолета. Однако из-за неисправного датчика самолеты неоднократно затапливали носы, что в конечном итоге заставляло их пикировать.
Как это было исправлено?
По данным FAA, Boeing изменил программное обеспечение, на котором работают самолеты, так, чтобы они учитывали два датчика вместо одного. Система предотвращения сваливания больше не будет срабатывать повторно, а это означает, что пилот снова сможет взять управление на себя.
Производитель также обновил свои учебные материалы, чтобы пилоты знали о потенциальной проблеме, и он установит в стандартной комплектации на все свои модели предупреждение, которое сработает при выходе из строя датчика.
Решающий полет
Самый важный испытательный полет для процесса переаттестации состоялся в конце сентября. За штурвал машины сидел глава Федерального авиационного агентства Стив Диксон.
“Я ничего не подпишу, пока не почувствую, что могу отправить свою семью на этом самолете”, – сказал глава Федерального управления гражданской авиации по поводу переаттестации Boeing 737 Max перед полетом. Это была реакция на слова многих экспертов, обвинявших агентство в том, что первоначальная сертификация машины проходила без достаточной проверки.
Однако, сразу после полета начальник FAA сказал, что он доволен увиденным. Это был знак того, что агентство действительно может дать разрешение на полеты в этом году.
Учитывая серьезность кризиса, он, вероятно, станет одним из наиболее изученных. 737 Max к настоящему времени выполнил около 1400 испытательных и проверочных полетов и более 3000 летных часов.
Когда он вернется в строй?
Пока неясно, когда именно первый 737 Max вылетит коммерческим рейсом, но American Airlines запланировала его первый рейс на 29 декабря.
В США FAA обязало Boeing выполнить различные шаги, включая обучение пилотов своему программному обеспечению, внесение необходимых технических изменений и выполнение планового технического обслуживания самолетов, которые были остановлены с прошлого года.
Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) использует аналогичный процесс. Вскоре компания внесет официальное предложение о разрешении 737 Max, после чего последует 28-дневный период консультаций. После этого регулятор изучит ответы, а это означает, что первый рейс в Европе вряд ли произойдет до конца года или начала января.
Как узнать на чем летишь?
Многие авиакомпании сообщают своим клиентам, на какой модели самолета они будут летать, при бронировании, но это не является обязательным. Когда запрет будет снят, две авиакомпании с 737 Max с Британских островов готовятся к запуску самолета: Tui и Ryanair . Tui сказал, что он заранее сообщит клиентам, какая модель запланирована, и позволит клиентам бесплатно менять рейсы, если они чувствуют себя неудобно.
Ryanair, с другой стороны, заявила, что нецелесообразно сообщать своим пассажирам, какую модель они получат, потому что она выделила свой самолет за день до полета. Ryanair не откажется от платы за смену рейса для клиентов, которые не хотят летать на 737 Max.
Авиакомпании, планирующие полеты на этих самолетах, должны предоставить пассажирам с существующими бронированиями возможность бесплатно перейти на другой рейс, а операторы также должны четко указать, какие самолеты будут использоваться для будущих бронирований, чтобы люди могли сделать осознанный выбор перед поездкой.