Президент США Дональд Трамп издал указ, согласно которому сервис TikTok может быть запрещен в США, если он не будет куплен американской компанией. 6 августа распоряжение Трампа запретило финансовые операции США с китайской компанией ByteDance, владельцем приложения TikTok. Запрет вступит в силу через 45 дней после издания распоряжения.
По словам Трампа, если приложение не будет продано американской компании, оно будет запрещено в США, поскольку представляет собой так называемую угрозу национальной безопасности. Приложение TikTok, получившее огромную популярность во всем мире во время карантина из-за коронавируса, было загружено более миллиарда раз по всему миру, в общей сложности 175 миллионов загрузок только в США.
TikTok от других социальных сетей отличается коротким форматом видеоконтента, который оказался интересен пользователям, прост в использовании и динамичен. Особую популярность TikTok приобрел среди подростков и молодежи. Управляемый самым крупным стартапом в мире ByteDance, TikTok применяет рыночную стратегию, основанную на отсутствии очевидной связи с Китаем. Однако, несмотря на попытки оторваться от своих корней, TikTok по-прежнему сталкивается с недоверием во всем мире, причем не со стороны потребителей, а со стороны правительств.
После того, как Трамп укрепил антикитайские настроения в США, нацеленность на TikTok как на китайский шпионский сервис усилилась. Чтобы противостоять этой агрессии, компания предприняла несколько шагов. В частности, был нанят Кевин Майер, бывший руководитель Disney, на должность генерального директора TikTok. По слухам, компания рассматривает возможность выноса приложения за пределы материкового Китая. Но стратегия не помешала компании стать мишенью администрации Трампа. Президент США дал TikTok несколько недель, чтобы продать свою деятельность в США американской компании. Судя по всему, покупателем станет Microsoft.
Угроза запрета приложения в случае отсутствия соглашения о продаже с Microsoft к сентябрю была воспринята китайскими активистами с большим подозрением. Пресса в Китае расценила эту меру как попытку украсть местные технологии.
Решение Трампа соответствует недавней позиции Вашингтона по Пекину. Последующее объявление о том, что Трамп ожидает, что США получат процент от возможной продажи TikTok американской компании, является серьезной эскалацией экономической войны между США и Китаем. В недавней истории США не было прецедента такого требования, это скорее явный акт вымогательства.
Администрация Трампа оправдывает этот шаг против TikTok, утверждая, что существует риск того, что данные пользователей США будут переданы правительству Китая. Переговоры относительно конфиденциальности и защиты данных требуются, но они должны основываться на доказательствах, а не только на подозрениях. США еще не предоставили каких-либо весомых аргументов в пользу того, что данные TikTok попадают в руки правительства Китая. Также проблемой является то, что такой подход используется только к китайским компаниям, сервисы западных стран «гонениям» не подвергаются.
В США сейчас разгар избирательной кампании, и Трамп хочет привлечь часть электората с антикитайскими настроениями. Президент также реагирует на движение, предположительно организованное пользователями приложения, которое саботировало первый митинг кампании Трампа в июне. Тогда на митинг зарегистрировалось немало пользователей, но в итоге они на него не явились. Администрация Трампа обеспокоена влиянием TikTok на публичные дебаты и унижением на митинге в поддержку Трампа. Общественники полагаю, что президент США стремится отомстить.
Китай может нанести ответный удар, который негативно отразится на деловой среде обеих стран. Представитель министерства иностранных дел Китая Ван Вэньбин предупредил, что поведение Вашингтона может открыть «ящик Пандоры». Этот беспрецедентный шаг Трампа может стать поводом для аналогичных мер, которые будут приняты против американских компаний в других странах.
Однако важно помнить, что способность Китая нанести ответный удар – это не то же самое, что и удар США, поскольку североамериканская страна имеет большую экономику, технологическое превосходство и большее влияние над другими странами, по крайней мере, на данный момент. Кроме того, многие американские компании, похожие на ByteDance, такие как Facebook и Google, уже имеют очень ограниченное или даже полное отсутствие присутствия в Китае, что также затрудняет соответствующее реагирование Пекина.
Инициативы против других компаний, таких как Huawei, предполагают, что Вашингтон ведет более широкую борьбу против китайских технологических компаний. Они будут все чаще использоваться в стратегиях сдерживания конфликта между Китаем и США. ByteDance заявила, что подаст в суд на администрацию Трампа за необоснованное обвинение компании и неспособность гарантировать право на защиту. Фактически, эта проблема с TikTok для Трампа далека от завершения, тем более что она все еще остается угрозой для его избирательной кампании.