Ученые из Йельского университета определили участок мозга, в котором зарождается стресс. По мнению исследователей, это поможет разобраться, как возникает чувство тревоги и страха и разработать лечение. Результаты работы были опубликованы в журнале Nature Communications.

В рамках исследования участникам сканировали мозг, подвергая при этом воздействию изображений, вызывающих стресс и тревогу. В подборке были как рычащие собаки, так и изуродованные лица. Ученые определили, что сигнал неприятной эмоции зарождается в гиппокампе. Эта область мозга отвечает за регулирование мотивации, эмоций и памяти.

В большинстве случаев ученые изучают физиологический ответ на стресс на животных. У них активируется гипоталамус, запускающий выработку гормонов глюкокортикоидов в ответ на стресс. Однако определить источник субъективного стресса, которому оказались подвержены люди на фоне коронавирусной пандемии, намного сложнее.

«Мы не можем задать животным вопрос об их самочувствии», – поясняет Элизабет Голдфарб, научный сотрудник Йельского центра изучения стресса и ведущий автор исследования.

Совместно с коллегами Элизабет провела серию сканирований с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии у участников, которых просили оценить уровень стресса при просмотре тревожных изображений.

По результатам сканирования выяснилось, что связи, начинающиеся в гиппокампе при просмотре неприятных картинок, не только доходят до областей мозга, ответственных за физиологический стресс, но и до дорсальной латеральной фронтальной коры головного мозга. Данная область регулирует эмоции и повышает когнитивные функции.

Группа ученых из Йельского университета обнаружила усиление связи между гиппокампом и фронтальной корой, когда неприятные изображения не казались участникам очень тревожными. Однако связь была активнее в обратной ситуации.

Авторы подчеркивают, что в других исследованиях демонстрировалось, что люди с психическими расстройствами, могут получать успокаивающий эффект от фронтальной коры.

«Эти результаты позволят адаптировать терапию за счет использования нескольких мишеней. Можно усиливать связь гиппокампа и фронтальной коры или уменьшать сигнал, передающийся в центры физиологического стресса», – отмечает старший автор исследования Райта Синха, профессор Центра изучения детей и отдела неврологии.

Синха подчеркивает, что все испытуемые были здоровы. В ряде случаев реакции были адаптивными, то есть связи с фронтальной корой усиливались при более сильном воздействии изображений. Ученые полагают, что такая реакция возможна при обращении к воспоминаниям, помогающим смягчить реакцию на стресс.

«Недавние исследования показали, что запоминая положительный опыт, можно снизить стрессовую реакцию. Мы полагаем, что мозговые сети, связанные с памятью, можно использовать, чтобы создать устойчивую эмоциональную реакцию на стресс», – подчеркивает Голдфарб.