Согласно определению Национальной ассоциации развития образования и науки, Федеральные государственные образовательные стандарты– это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Само понятие образовательного стандарта в российском законодательстве появилось 30 лет назад в законе «Об образовании», а в 1993 году его закрепили в части 5 статьи 43Конституции: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты».
Регулярно обновляемый Государственный стандарт регламентирует содержание образования в РФ, однако, по мнению многих известных ученых, методистов и преподавателей средней и высшей школ, система ФГОС мало что меняет в образовательном процессе, оставляя за учителем выбор методик и технологий, а также наиболее эффективных средств для достижения образовательных целей. Вот что говорит по этому поводу заведующий Кафедрой образовательных технологий высшей школы Пермского государственного университета Виктор Имакаев: «Содержание дисциплины, которую преподаёт профессор N, определяется не стандартом, а его, профессора, опытом: традицией, которой он принадлежит, новациями, в которых он (может быть, такие профессора встречаются в университетах) принимает участие».Соответственно, и в младших классах школ, и в аспирантурах крупнейших университетов только от преподавателя зависит качество и эффективность обучения. К счастью, российская система школьного и высшего образования богата талантливыми педагогами, методистами, учеными и экспертами.
Сегодня наш рассказ о преподавателе английского языка, методисте и исследователе Инге Соловьевой из Челябинска, авторе ряда оригинальных образовательных технологий. Особое внимание в своей деятельности Соловьева уделяет методикам, повышающим мотивацию обучающихся, их стремление к знаниям и усвоению новой информации. Такой «волшебной палочкой» для учителя являются арт-технологии, возникшие на стыке двух научных дисциплин – педагогики и психологии. Очень ценно, по словам самого педагога то, что арт-технологии развиваются в рамках культурологической концепции личностно-ориентированного образования: воспитывают «человека культуры», сопрягающего в своем мышлении и поступках различные формы деятельности и нравственные ценности. Именно такой подход позволяет сформировать у обучающихся мультикультурное мировоззрение. Приемы арт-технологий основываются на творчестве школьников и акцентируют внимание на использовании средств живописи, музыки, танцевального и театрального искусств, литературы и различных видов декоративно-прикладного искусства. Эти методы позволяют интегрировать арт-технологии в различные учебные предметы, применять разнообразные режимы работы обучающихся и организовывать обучение в сотрудничестве с профильными специалистами.
Общеизвестно, что в современном мире исключительное значение имеет обучение иностранным языкам – оно способствует развитию учащихся и значительно расширяет возможности их дальнейшего образования и карьеры. На практике мы нередко наблюдаем коммуникативные трудности, которые возникают у учащихся на уроках английского или любого другого международного языка общения. Сложность обучения устной речи, по мнению психологов и педагогов, связана с рядом факторов, основными из которых являются эмоциональное напряжение, страх совершить ошибку, сниженный интерес к обучению. Преодолению этих и множества других проблем могут способствовать образовательные арт-технологии, способствующие изменению эмоционального состояния учащегося путем снижения психоэмоциональной нагрузки, устранению барьеров и неоправданных фобий.
По мнению Инги Соловьевой, одной из главных задач обучения английскому языку в средней школе является постановка правильного произношения и отработка лексического материала. Поэтому особое внимание она уделяет фонетической зарядке, проводимой в игровой или музыкальной форме. Арт-уроки можно выстраивать, основываясь на одном или одновременно нескольких видах искусства, поскольку такая интеграция повышает эффективность образовательной деятельности. Так, например, Соловьева адаптировала под российскую систему образования и потребности учащихся идеи американского профессора Нэнси Кинг о соединении изобразительного искусства и литературы. На уроках с использованием арт-технологий педагог предлагает яркую и эмоциональную презентацию-рассказ, а школьники должны изобразить самый важный, с их точки зрения, момент рассказа, его кульминацию, используя рисунки и описывая их. Для учителя особое значение имеет возможность выслушать каждого ученика и затем обсудить достоинства выбранного момента, выбор цвета, композицию рисунка, выраженные им идеи. Рисунок здесь служит не целью, а средством передачи проблем, описанных в рассказе. А после обсуждения рисунков педагог формулирует задания для обучающихся.
Такие образовательные технологии не только повышает мотивацию учащихся и позволяют под иным углом посмотреть на образовательный процесс, но также развивают аналитические способности: учат находить и извлекать информацию, осмысливать и оценивать ее, и в итоге – интерпретировать. Это помогает развивать креативное мышление и эмоциональный интеллект.
В своей повседневной преподавательской деятельности Инга Соловьева активно использует и совершенно новое для России направление– виртуальный арт-класс. На базе различных образовательных платформ -Foxit Reader, Movavi, Канва и Bitmoji- она создает для своих учеников интерактивные онлайн уроки с использованием персонализированного анимированного аватара. Заходя в виртуальный арт-класс, можно «оказаться» в любом месте в зависимости от тематики и целей урока. В таком классе все предметы – интерьер, наглядные пособия – интерактивны, с ними можно взаимодействовать и дополнять ссылками на видео, аудио, страницы из электронных учебников, информацию из поисковых систем. Такие современные технологии позволяют сформировать позитивный образ современного учителя, наладить продуктивное взаимодействие с родителями учащихся, как важными субъектами образовательного процесса, использовать большие преимущества и возможности интерактивного обучения. Неспроста новая форма образовательной деятельности в дистанционном формате вызвала повышенный интерес не только у обучающихся, но и у их родителей.
Базируясь на своем опыте исследователя и педагога, Инга Соловьева утверждает, что использование арт-технологий–это творческая, деятельностная и современная образовательная методика, которая не только позволяет повысить мотивацию обучающихся, но и дает возможность реализовать одну из важнейших задач национального проекта образования –воспитание гармонично развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов России и мира.