Плато Устюрт находится недалеко от полуострова Мангышлак. Это каменно-гипсовый ствол, на 1500 метров приподнятый над местностью. Ни речка, ни ручеёк не пересекают это безжизненное плато.

Его ландшафт – это безжизненная площадка, покрытая лишь солончаками, лишенная почти всякой растительности. Лишь кое-где просматриваются чахлые полукустарники, вездесущая полынь да саксаул. Он не имеет листвы и поэтому кажется засохшим, в унисон месту, где он и произрастает.

Животный мир исключительно скуден. Лишь иногда в отдалении промчится стадо сайгаков, да прошуршит по сухой, выжженной солнцем земле полоз. При сравнении даже пустыня Каракумы покажется садом. Неприветливый, затерянный мир – плато Устюрт – отвесные непроходимые склоны-стены с нависающим известняковым козырьком. Сплошное однообразное безлюдье.

Идут на конфликт: в РПЦ объяснили, как без агрессии отвечать бабушкам на замечания в храме
Плато Устюрт, выделено цветом

Никаких ориентиров для посещающих это место людей. На картах Средней Азии можно найти озеро, которое с юго-востока примыкает к плато. Это Саракамышское озеро. Ядовитое, безжизненное, рукотворное озеро. Как оно образовалось, ведь на старых картах в этой местности нет никаких озёр. Земли Средней Азии покрывали плантации хлопчатника. Осенью и зимой Земли, занятые этой культурой промывали. Все ядовитые воды сбрасывались в низины. Не подсчитать, сколько таких озёр, полных ядохимикатами и другими ядовитыми веществами образовалось там. Одно из них, самое крупное, и есть озеро Саракамышское. Со всех сторон оно ограничено непроходимыми подступами. С севера – высокий увал Карабаур, с запада и северо-востока нависает плато Устюрт, с юго-востока эти подходы окаймляют пески пустыни Каракумы.

Идут на конфликт: в РПЦ объяснили, как без агрессии отвечать бабушкам на замечания в храмеКроме этого береговая часть озера превратилась со временем в непроходимое болото. Люди привыкли считать зону озера Саракамыш нечистым местом. Из рассказа одного заблудившегося очевидца, можно судить о том, что представляют собой эти места. М. П. Мартынов (сейчас он пенсионер) ехал в гости к своему другу. Далее история с его слов:

Знающие люди дали мне самодельные ориентиры: кабина старого ЗИЛа и шест, с выцветшей тряпкой наверху. По солончакам и твёрдым, как асфальт такырам, я беспечно гнал машину более трёх часов. Монотонный шум мотора и однообразие пейзажа убаюкивали. Вдруг самым краем сознания я понял что, находясь в полусонном сознании, заблудился. Вместо старой кабины грузовика передо мной оказались брошенные Жигули. На ходу, но с разбитыми стёклами. Машина была наполовину погружена в пухляк, но ключ зажигания на месте.

Пухляк это поверхность почвы, которая образуется при буксовки автомашины на твёрдом такыре. Где же водитель? В стороне блеснули на солнце дорогие очки в оправе из золота. Огляделся – никого. Тревожно. Кое-как выехал на твёрдый участок. Приободрился, впереди мелькнул долгожданный ориентир. Но ошибка – это был целый, ходовой ЗИЛ. Он так же как предыдущая машина наполовину утонул в пухляке. Вышел. Вдруг что-то зашуршало позади. Оглянулся. То, что он увидел, никак не укладывалось в сознании: несколько страшных существ, внешне похожих на крокодила, поднялось из пухляка. У существ был длинный змеевидный хвост , когтистые лапы и страшные зубастые пасти. Бросился бежать. Впереди гладь ядовитого озера, сзади «крокодилы», под ногами отвесный отвес – чинк. Вдруг почувствовал, как почва поплыла под ногами. Теряя сознание, куда-то провалился”.

К счастью Мартынова он скатился с чинка, где стена её имела уклон. По нему-то он и скатился. Позднее, вспоминая поездку, он поверил в то, что спасли его Высшие силы, иначе как назвать чудесное спасение от химер. Чабаны называли этих существ – каркидонами (по-тюркски – крокодил).

Добавить комментарий