Человечество начало захоронение ядерных отходов всего несколько десятков лет назад. За это время на Земле уже построено немало могильников, фонящих радиацией. Но то, с чем столкнулись ученые в Габоне, поражает воображение.
На территории этой африканской страны найден настоящий ядерный могильник, относящийся к тому периоду существования планеты, когда никакого человечества не было и быть не могло. Как поясняют специалисты, возраст объекта составляет около 1,8 млрд лет. Поэтому возникает главный и пока единственный вопрос: какая цивилизация это построила?
Аномальные явления на урановом руднике в Окло заметили уже давно. Еще в 1972 году, когда замерили содержание урана-235 в руде, оказалось, что оно меньше обычного на 0,003%. Оказывается, это не так мало, как может подумать любой человек, не являющийся специалистом в ядерной энергетике. Содержание урана в руде везде одинаково. Даже доставленной с Луны образцы породы показывают 0,7202%, а в этом африканском руднике почему-то всего лишь 0,7171%.
По этому вопросу в 1975 году даже провели научную конференцию в Либревиле (столица Габона). После долгих поисков ответа, ученые решили, что рудник в Окло – это, на самом деле, единственный на Земле природный ядерный реактор, возникший 1,8 млрд лет назад и за 500 тысяч лет исчерпавший свой потенциал. После этого осталась обедненная руда, которую мы теперь и добываем.
Однако у этой точки зрения с самого начала появилось немало критиков. Во-первых, чтобы ядерная реакция не закончилась взрывом, необходимо ею постоянно управлять. На атомных электростанциях реакторы нельзя оставить без внимания ни на минуту. Поэтому идея о существовании природного реактора – это не меньшая фантастика, чем строительство древней АЭС инопланетянами.
Во-вторых, никакие природные реакторы науке еще не известны. Наконец, объект вовсе не похож на реактор. Последние раскопки показывают, что скорее это могильник радиоактивных отходов. Вот только кто построил его, и где находился тот самый реактор (или реакторы), с которых сюда свозили отработанное топливо? На эти вопросы еще предстоит ответить современной археологии.