Ученые из Московского университета впервые наблюдали «открытие лица» сверхмассивной черной дыры в центре спиральной галактики NGC 2617. Обычно эти объекты скрыты в облаке газа и пыли.

Ученые уже несколько десятилетий наблюдают за черными дырами-«тяжеловесами», однако наблюдения за ними затруднены, так как объекты часто скрываются в пыли и газе, окружающих ядра галактик.

Но в какой-то момент «шуба» из пыли и газа исчезает, и черная дыра «открывает лицо». Этот период очень благоприятен для наблюдения за ней – все окружающее пространство становится видимым вокруг таких дыр. Однако ученым пока не ясен механизм подобных процессов.

Астрофизики предполагают, что рентгеновское излучение, которое выделяет черная дыра при «поедании» чрезмерно большого количества материи, разгоняет облако из пыли и газа, что делает ее видимой для телескопов. Ученые намерены изучить механизм «открытия» и «закрытия» черных дыр в ближайшем будущем.

Большинство крупных галактик имеют минимум одну сверхмассивную черную дыру. Причина возникновения таких объектов пока не совсем ясны. Наблюдая за искривлением пространства вокруг них, ученые утверждают, что масса таких черных дыр может достигать миллиарда солнечных масс.