10 лет назад Стив Джобс, истинная легенда IT-индустрии, впервые показал миру iPhone — устройство, которое кардинально изменило представление о смартфонах. Эта революция сказалась и на мобильных играх.
Кстати, на презентации первого iPhone не прозвучало ни единого упоминания об играх. Да и на первом «яблоке» из развлечений были лишь прослушивание музыки и просмотр видео. Незаменимый теперь App Store появился только спустя год в преддверии выхода iPhone 3G. Но переломным моментом можно считать то, когда Стив Джобс показал, что настало время забыть о пластиковых кнопках, а контентом на экране нужно управлять не стилусами, а собственными пальцами. Управление при помощи нажатия навсегда изменило игровую индустрию. Причем речь не только о ее мобильной части.
Сейчас нам даже немного смешно вспоминать, какими были игры еще 10 лет назад. Как правило, все управление основывалось на кнопках 2, 4, 6 и 8. Иногда даже приходилось как-то исхитряться, умещая большие пальцы в зоне с кнопкой «ОК» и стрелками. И это было ужасно неудобно.
По этой причине сами игры не имели возможности развиваться. Лучшим приемлемым развлечением была «Змейка» и еще несколько удачных проектов (Space Invaders, Gravity Defined).
Первую попытку совершить прыжок в игровой индустрии попыталась Nokia, в 2003 году выпустив «игровой телефон» N-Gage. По тем меркам это был довольно мощный гаджет, но вот выглядел он не особо привлекательно, представляя собой не самое удачное сочетание телефона и игровой консоли. То же самое пыталась сделать и Sony, но попытки обеих компаний провалились. Наверное, все ждали Стива Джобса.
Успех iPhone как игровой платформы обусловлен тем, что он был представлен в первую очередь как телефон для обычных людей, которым нужно удобно звонить, отправлять сообщения и заходить Интернет, а не как геймерский девайс. Мобильные игры стали так называемым троянским конем Apple: уже через год миллионы пользователей «яблока» наслаждались мобильными играми на своем устройстве. Конечно, большинство игр, которые поначалу не так уж далеко отошли от «Змейки», приходилось покупать, но не стоит забывать, что игровая индустрия — это прежде всего бизнес. А сделать этот бизнес стабильным и привлекательным для пользователей, инвесторов и новых талантов можно было лишь при соблюдении условия покупки в приложении.
Вскоре появились игры, основанные на сенсорном управлении. Та же Angry Birds: пожалуй, нереально было бы натягивать рогатку с птицами, если бы управлять приходилось кнопками.
Революция, которую совершил iPhone, заключается в том, что произошла унификация того, чем и должен быть смартфон: прямоугольником с экраном, на который нужно нажимать. Телефоны перестали быть обузой, вместо этого став необходимостью и развлечением.
Кстати, по итогам 2016 года именно мобильные устройства являются наиболее прибыльными для разработчиков.