Специалисты призывают создавать “искусственные болота” – ветленды и заверяют, что новые биоинженерные технологии водоочистки могут быть гораздо дешевле и эффективнее традиционных промышленных.

Загрязнение водоёмов ядохимикатами, углеводородами, азотно-фосфорными удобрениями и прочей “химией” не падает, а растёт. По данным российских учёных, содержание нитратов в грунтовых и даже подземных напорных водах в некоторых районах страны в половине проб превышает ПДК (по нормам ВОЗ установленная ПДК для нитратов в воде = 50 мг/литр).

Городские водоочистные станции эффективны лишь при высоких концентрациях азотсодержащих веществ в воде. Специалисты Объединённого исследовательского центра Еврокомиссии заявляют, что искусственные биоинженерные очистные сооружения, моделирующие естественные гидробиоценозы, могут “вычищать” азот и при его низком содержании в растворе.

Старший научный сотрудник Института водных проблем РАН кандидат географических наук Василий Казмирук, специалист по биоочистке сточных вод, в числе перспективных методов фитотехнологий называет совмещение водоочистки и получение биотоплива, используя при этом возможности генной инженерии. Нужны генномодифицированные микроорганизмы и водные макрофиты с повышенной устойчивостью к загрязнителям и большими способностями к аккумулированию, абсорбции и обеззараживанию стоков.

Но даже без генноинженерного вмешательства высшая водная растительность может хорошо себя проявить как биофильтр. Такие водные растения, как рдест блестящий и элодея канадская, могут снижать количество расплывшейся на поверхности водоёма плёночной нефти в 20 раз.

Всё большее распространение получают буферные зоны от ливневых и талых стоков – прибрежные полосы высшей водной растительности (чаще всего создаются из представителей семейства осоковых). Они эффективны также для предотвращения загрязнения водных объектов стоками с автодорог, железнодорожного полотна, промышленных зон, сельскохозяйственных угодий (диффузионные стоки), складов удобрений и ядохимикатов, полигонов ТБО, стихийных свалок.

Как пример устройства буферных ветлендов В.Казмирук приводит опыт Ванкувера на тихоокеанском побережье Канады, где специально создано искусственное болото для “природной” очистки ливневых стоков в озеро Lost Lagoon. Это парковая зона густонаселённой части города, через которую проходит очень нагруженная трансканадская автомагистраль. После ливневых дождей, почти ежедневных в этом районе (в Ванкувере годовая норма осадков около 2500 мм) стоки попадают в озеро – но в уже очищенном состоянии. Зоо- и фитопланктон плюс высшие растения-водоросли на искусственно заболоченном участке побережья аккумулируют и в значительной степени обезвреживают вредное содержимое ливнёвки. Кроме того, прекратилась эрозия озёрных берегов.

ВСУ вновь пытаются прорваться через границу Курской области

ВСУ вновь пытаются прорваться через границу Курской области

ВСУ вновь пытаются прорваться через границу Курской области
Озеро Lost Lagoon в Stanley-park, Ванкувер:
общий вид сверху и искусственное болото у берегов
Фотографии из открытых источников

Другой пример – японское дюнное озеро Камисагата, окружённое полосой тростника шириной 120 метров (технология называется “береговое биоплато”). Искусственные тростниковые крепи аккумулируют от 38% до 73% поступающих сюда нитратов – “в любой сезон года”. Такие технологии с использованием высшей водной растительности “срисованы” у самой природы: моделью послужили естественные биофильтры – плавневые тростниковые крепи.

ВСУ вновь пытаются прорваться через границу Курской области
Тростниковое болото – естественный биофильтр. Россия, Курская область
Фото Н.Дегтярёва на сайте “Плантариум” http://www.plantarium.ru/page/landscape/id/676.html

В мире насчитывается более 3 тысяч сооружений, использующих фитотехнологии. В США искусственные ветленды рассматриваются как составная часть системы устойчивого развития и возобновляемого природопользования. На пространстве бывшего СССР лидирующие позиции занимает Украина. Так, с 1998 г. на Полтавском горно-обогатительном комбинате действует наибольшее в Европе биоинженерное сооружение площадью 16 га, мощностью до 40000 куб.м/сут.

Биоинженерные объекты есть и в России: в районе МКАД, на Боровском и Киевском шоссе, в других местах Подмосковья. В Мурманской и на севере Томской области искусственные ветленды замечательны тем, что успешно “работают” в суровых условиях холодного климата. Однако широкого применения фитотехнология в России пока не нашла.

При подготовке публикации использована научная статья В.Казмирука “Фиторемедиция в охране вод: неограниченные возможности и возможные ограничения”.