В исследовании приняли участие 74 человека в возрасте от 25 до 60 лет. У каждого из них был избыточный вес или ожирение, однако исходные кардиометаболические показатели оставались в пределах нормы. Добровольцев случайным образом разделили на три группы, для которых предусмотрели разные варианты питания.
Участники первой группы придерживались рациона с дефицитом примерно 500 ккал и могли употреблять максимум одну порцию нежирной молочной продукции. Для второй группы был предусмотрен такой же дефицит калорий, но его компенсировали тремя ежедневными порциями жирных молочных продуктов. В третьей группе общую калорийность питания не ограничивали, при этом участники также ежедневно получали по три порции жирной молочной продукции.
По завершении 12-недельного эксперимента существенного увеличения массы тела в группах, употреблявших такую продукцию, исследователи не обнаружили. Значимых изменений также не выявили при оценке окружности талии и доли жировой ткани. Аналогичная картина наблюдалась при измерении концентрации глюкозы, холестерина и других липидов. Одновременно у участников выросло потребление кальция и белка.
В ходе работы фиксировались и изменения артериального давления. Однако они наблюдались как среди участников, получавших молочную продукцию, так и в контрольной группе. По этой причине исследователи не смогли рассматривать такие изменения как самостоятельный результат употребления жирных молочных продуктов.
Одним из возможных объяснений полученных данных авторы называют особенности так называемой пищевой матрицы. Содержащиеся в молоке жиры, белки, кальций и другие вещества образуют единую сложную структуру, от которой зависят процессы переваривания и усвоения питательных компонентов. Поэтому влияние цельного продукта на организм не во всех случаях можно определить исключительно по количеству содержащихся в нем насыщенных жиров.
При этом результаты эксперимента не свидетельствуют о преимуществе жирной молочной продукции перед обезжиренной и не подтверждают ее способность защищать от сердечно-сосудистых заболеваний. Наблюдение продолжалось только три месяца, а число участников составляло 74 человека. Кроме того, исследование не предназначалось для оценки долгосрочных последствий, включая вероятность развития диабета, инфарктов или инсультов.
Таким образом, у обследованных взрослых с избыточным весом и ожирением три ежедневные порции жирной молочной продукции в течение 12 недель не были связаны с выявленным метаболическим вредом при включении их в сбалансированный рацион. Однако распространять эти результаты на людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом или нарушениями липидного обмена пока преждевременно.