Изображение взято из открытых источников и используется для иллюстрации.

На фоне украинского кризиса и нестабильности в Красном море, вызванной атаками хуситов, Китай начал активный поиск альтернативных маршрутов для торговли с Европой. Несмотря на устойчивые отношения с Россией, Пекин стремится снизить логистическую зависимость от северного соседа. Об этом пишет журнал The Economist. В декабре Китай, Киргизия и Узбекистан официально объявили о строительстве новой железной дороги, которая пройдёт через Каспий и Турцию и соединит КНР с Европой в обход России. Пишет НГ.

Проект линии, длиной 520 километров, обсуждался ещё с 90-х годов, но реальное движение началось лишь после начала специальной военной операции. Ранее основной маршрут китайских грузов в Европу пролегал через Россию и частично Казахстан. Однако из-за боевых действий, санкционного давления и роста страховых тарифов европейские перевозчики стали отказываться от этого направления. В результате усилилась переориентация грузов на так называемый Средний коридор — маршрут через Казахстан, Каспийское море и далее в Турцию.

Теперь, с добавлением узбекского и киргизского участков, этот путь может стать ещё короче, хотя пока он проигрывает маршрутам через Россию по скорости доставки. В Китае, по данным Института современных международных отношений, Средний коридор больше не рассматривается как дополнительное направление, а всё чаще воспринимается как основной стратегический канал выхода в Европу.

Тем не менее, как подчёркивает издание The Economist, несмотря на развитие альтернативных путей, Китай не намерен отворачиваться от России. Отношения с Москвой в Пекине описывают как «спина к спине, плечо к плечу». Россия продолжает оставаться ключевым элементом в рамках инициативы «Пояс и путь», запущенной Си Цзиньпином ещё в 2013 году. Сотрудничество по-прежнему активно: железные дороги между странами загружены, китайское оборудование поступает в Россию, в том числе в оборонную отрасль, а торговый оборот растёт.

По мнению Василия Кашина из Высшей школы экономики, шум вокруг маршрута через Киргизию и Узбекистан во многом раздувается западными СМИ, чтобы подорвать образ российско-китайского партнёрства. Он отметил, что линия строится в первую очередь для нужд Узбекистана, и её дальнейшее использование для экспорта в ЕС пока остаётся под вопросом.

Между тем, Китай уже выделил Киргизии кредит в размере 2,35 миллиарда долларов на реализацию проекта. И хотя доставка грузов по Среднему коридору обходится на 35% дороже, чем по российскому маршруту, объёмы перевозок через этот путь продолжают расти. По словам Коркана Тугрула из логистической компании Rhenus, это связано с общей тенденцией диверсификации поставок и логистической адаптации к политическим рискам.

Морские маршруты, несмотря на инциденты в Красном море, остаются более выгодными. Однако в условиях геополитической нестабильности Китай стремится застраховать себя, создавая новые сухопутные пути, пусть и в обход привычных направлений.

Добавить комментарий