В долгосрочной перспективе Украина может рассчитывать на поставки бывших в употреблении F-16 и, возможно, одного или двух европейских типов боевых истребителей, предполагают военные эксперты американского аналитического центра RAND Corporation. Об этом сообщает портал Defense News. Перевод основных положений публикации представлен изданием discover24.ru.

В мае президент Джо Байден объявил, что США поддержат передачу Киеву истребителей F-16 европейскими союзниками по НАТО. Но F-16 – это фактически старые самолеты, которые потребуется заменить всего через несколько лет, указывают аналитики RAND и рассматривают «более долгосрочные» перспективы для ВВС Украины.

Текущий план Запада состоит в том, чтобы начать подготовку украинских пилотов, в то время как европейские страны начнут отправлять самолеты из своих имеющихся запасов. Многие из этих самолетов были закуплены в 1980-х годах. Хотя большинство из них получили некоторые обновления, они не имеют достаточно современных датчиков и средств РЭБ.

«Многие страны-члены НАТО эксплуатируют F-16, заказав новые истребители (в основном F-35) для замены своего устаревающего парка. Однако F-35 поступают медленно и со все более нарастающими задержками, а это означает, что сейчас лишь несколько стран в состоянии предоставить самолеты Украине», – отмечают эксперты RAND.

Истребитель F-16 рассчитан на налет до 8000 часов. В мирное время они обычно налетывают от 200 до 350 часов в год. Самолеты, предназначенные для Украины, в основном могут уже иметь налет до 7000 часов. Таким образом, эти F-16 через четыре-шесть лет неизбежно придется заменять.

Проблемы с новыми F-16

Одним из вариантов может быть поставка Украине новых F-16 Block 70. Такое решение не только даст новейшие радар и технологии электронной защиты, но и будет способно сохранить для Украины наработанный опыт обучения и технического обслуживания. Но этот вариант стал бы крайне дорогостоящим, причем США наверняка понесли бы основные расходы, а не делили их с союзниками.

Недавние продажи F-16 в Болгарию и Словакию иллюстрируют стоимость их современных версий: почти 200 миллионов долларов за самолет, с учетом того, что пакеты поставок включают первоначальные запасы запчастей, боеприпасов и обучение.

«Украина заявляет, что намерена закупить от 40 до 100 самолетов, и для новых F-16 это составит не менее 8 миллиардов долларов. Поскольку финансирование Инициативы содействия безопасности Украины скоро закончится, новые самолеты угрожают полностью разорить весь этот ресурс», – указывают аналитики RAND.

Эксплуатация F-16, по их оценкам, также требует значительных затрат. Согласно недавнему отчету Счетной палаты правительства США, эксплуатация одного F-16 обходится в 4,6 миллиона долларов за год, или 184 миллиона долларов за парк из 40 самолетов.

Задержки по времени являются еще одним крупным препятствием. Корпорация Lockheed Martin перенесла свою производственную линию F-16 из Форт-Уэрта (штат Техас) в Гринвилл (штат Южная Каролина). Это все еще продолжает требовать как подготовки новой группы рабочих для производства самолетов, так и установки оборудования. Словакия, например, разместила заказы на F-16 в 2018 году, но их первая поставка произойдет только в 2024 году.

Другие варианты поставок

Эксперты RAND дают понять, что именно они считают «оптимальным»: по их мнению, европейские союзники по НАТО обладают широкими возможностями «разделить с США бремя общей защиты от российской угрозы», предоставив Киеву другие варианты боевых истребителей, такие как Saab Gripen, Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon.

Шведский Gripen дороже при закупке, но дешевле в эксплуатации, чем F-16. Французские новые истребители Rafale в последние годы продаются на международном рынке намного лучше, чем F-16, что подразумевает и их улучшенные возможности. Eurofighter в новейших модификациях может предложить наиболее передовые характеристики по сравнению с другими вариантами.

«Все эти самолеты могут быть доступны раньше, чем новые F-16, и способны предложить целый ряд улучшенных возможностей по сравнению со старыми F-16. Однако ввод нескольких типов западных боевых самолетов в состав ВВС Украины может создать проблемы с их материально-техническим обеспечением и обучением персонала», – отмечают аналитики RAND.

Также они указывают: европейцы «вряд ли будут финансировать поставку новых самолетов для Украины, но могут согласиться предоставить подержанные самолеты». В конечном итоге, предостерегают американские эксперты, «Украина может оказаться с весьма подержанным парком разнотипных боевых самолетов, с различными требованиями к их техническому обслуживанию и ремонту».