Европейский союз все глубже увязает в спорах о том, как именно потратить выделенный 1 миллиард евро на артиллерийские снаряды для Украины. Об этом сообщает портал Defense News. Перевод основных положений публикации представлен изданием discover24.ru.
«ЕС, более известный торговыми сделками и сельскохозяйственными субсидиями, теперь может похвастаться объемистым военным сундуком на 8 миллиардов евро, известным как «Европейский фонд мира» (EPF), который он использует для вооружения соседей России, компенсируя государствам-членам ЕС их пожертвования Киеву танков, самолетов и другого оружия», – отмечает Defense News.
EPF был создан в марте 2021 года и получил тогда бюджет в размере 5 миллиардов евро. Из этих средств финансировались вооруженные силы в таких странах, как Северная Македония, Молдова, Нигерия, Иордания и Грузия. После начала российской СВО на Украине бюджет EPF был увеличен в рамках переориентации фонда на финансирование военной помощи Киеву, и теперь он составляет чуть менее 8 миллиардов евро на период 2021-2027 годов.
В настоящее время EPF осуществляет компенсационные выплаты государствам ЕС, которые передают свои вооружения Украине. Например, Словакия заявила, что надеется получить около 200 миллионов евро из этого фонда после передачи 13 выведенных из эксплуатации истребителей МиГ- 29.
Помимо этого, сейчас из средств EPF намечено закупить для Украины артиллерийские боеприпасы. Однако вокруг этого проекта быстро возникло множество вопросов, ключевой из которых – следует ли тратить эти деньги лишь на производителей из стран ЕС, или использовать их на более быстрые закупки у других стран?
«Быстрая закупка» была центральным элементом обещания блока, данного в марте, о предоставлении Украине 1 миллиона единиц боеприпасов в течение 12 месяцев. Для этого Совет ЕС выделил 1 миллиард евро из EPF на частичную компенсацию членам ЕС, передавшим свои запасы Украине, и еще 1 миллиард евро – на совместные закупки новых боеприпасов.
Но вскоре Франция потребовала, чтобы новые закупки были сделаны исключительно в Европе. Польша, напротив, стала настаивать на том, чтобы не было никаких подобных ограничений.
Жан-Пьер Молни, заместитель директора французского аналитического центра IRIS, пояснил: «Франция считает, что нет проблем с получением такого количества боеприпасов от европейских поставщиков, но Польша с этим не согласна». Молни указал, что снаряды вполне могут быть поставлены Финляндией, Францией, Германией и Чехией.
Вполне естественно, что крупнейшие страны ЕС, которые также являются крупными производителями вооружений, предпринимают шаги для того, чтобы компенсация в первую очередь использовалась для укрепления их собственной оборонной промышленности.
В то же время с ноября прошлого года Брюсселем издано правило, согласно которому выдаваемые компенсационные деньги не обязательно тратить затем лишь внутри ЕС: их было также разрешено использовать для закупки вооружений в ряде стран-союзников, «не входящих в ЕС, включая США». Список таких стран-поставщиков включил, в частности, Норвегию, Канаду, Израиль, Южную Корею и Великобританию.
Так называемый «Общий военный список ЕС» представляет собой подробный перечень товаров оборонного назначения, регулируемых экспортными правилами ЕС, и включает ружья, гаубицы, пушки, минометы, противотанковые средства, винтовки, реактивные снаряды, ракеты, бомбы, корабли, самолеты, беспилотники, танки и бронетехнику.
Сюда же входят и боеприпасы. Однако в марте, когда Совет ЕС выдал рекомендации по ускорению совместных закупок боеприпасов для Украины на средства EPF, он заявил, что «призывает государства-члены совместно закупить 155-мм боеприпасы и, по запросу, ракеты для Украины максимально быстрым способом до 30 сентября 2023 года, от европейской оборонной промышленности (и Норвегии)».
Объясняя, почему рекомендация исключает закупки в США, несмотря на то, что правила EPF разрешают такие покупки, источник в ЕС на условиях анонимности сообщил Defense News, что «огромные суммы денег, задействованные в закупке боеприпасов, означают, что их лучше потратить внутри ЕС». Хотя, по его утверждению, обсуждения этого вопроса продолжаются, но в конфиденциальном порядке.