Пандемия коронавируса нанесла в 2020–2022 годах серьезный удар по множеству индустрий, включая системообразующие. Пострадали авиационная, туристическая, отчасти транспортная отрасли, но, пожалуй, самый значительный удар был нанесен концертной, спортивной и киноиндустрии, а если говорить в целом -индустрии массовых мероприятий. Ввиду одномоментного ввода по всему миру ограничений на проведение любых фестивалей, концертов, спортивных зрелищ, запрет на пересечение межгосударственных границ, другие ограничительные меры, предпринятыесогласно требованиям ВОЗ, «не у дел» осталась огромная масса организаторов подобного рода мероприятий, артистов, спортсменов и других работников отрасли. И если музыканты, тренеры и туристические агенты смогли частично перенести деятельность в интернет и заменить живые выступления онлайн-сессиями, то компании-организаторы оказались в глубоком кризисе.

В средствах массовой информации редко обсуждаются не очень публичные, но важные и сложные профессии организатора концертной деятельности, промоутера, ивент-менеджера. В своем материале мы решили восполнить этот пробел и выяснить, как выжила индустрия в кризис, какими доходами располагают представители профессии сегодня и каковы ближайшие перспективы развития этой части менеджмента в России.

Стоит заметить, что значительная масса успешных промоутеров и организаторов массовых мероприятий – предприниматели, следовательно, их доходы не попадают в статистику Росстата по номенклатуре «менеджер концертной деятельности или организатор мероприятий» или попадают туда в искаженном виде. Однако, часть таких менеджеров все же работает по найму в крупных агентствах, и спрос на них на рынке труда достаточно высок. Так, на ведущем российском рекрутинговом порталеHeadHunter простой поиск дает нам около 300 вакансий по РФ, из которых 66 – в Москве со средней предлагаемой заработной платой от 80 до 180 тысяч рублей. Нанимают таких специалистов музеи, концертные залы, крупные ивент-площадки, промоутерские агентства и сами артисты. Нам попалась даже вакансия концертно-театрального менеджера в Кремль с зарплатой в 115 тысяч рублей в месяц. Немалое количество специалистов мы можем найти в разделе «Требуются» и на крупном портале JobVK – там руководителям проектов с опытом работы в области концертного менеджмента и организации массовых мероприятий предлагают от 150 тысяч и выше. Эти данные дают нам представление о располагаемых средних доходах и руководителей компаний отрасли, предпринимателей и участников бизнес-партнерств.

Очевидно, что чем популярнее артист или группа, чем более массовым является мероприятие, тем выше доход организаторов подобных событий. Однако, существенно возрастают и риски убытков, и форс-мажорных обстоятельств – как и в любом другом бизнесе. В отличие от, скажем, нефтедобывающей или банковской отрасли, деятельность организаторов мероприятий еще не стала централизованной, на рынке страны практически нет монополистов, и вполне успешно действуют сотни небольших и среднего размера компаний. Это позволяет предпринимателям находить свои ниши и своих звезд, и проводить яркие шоу с участием десятков тысяч зрителей.

По доступным нам публичным данным, средний размер совокупного дохода менеджера в концертном бизнесе на сегодняшний день варьируется от 200 до 300 тысяч рублей в месяц, является достаточно нестабильным и целиком зависит от сборов от проведенных мероприятий. Такие дополнительные услуги, как продажа мерча, обслуживание зрителей, питание и транспорт, как правило, являются не доходной, а расходной частью бизнеса. Правда, иногда рестораны и торговые предприятия оказывают эти услуги во время мероприятия в обмен на рекламу. Бытующее превратное мнение о сверхдоходах компаний-организаторов у нас и за рубежом является скорее мифом и связано с их близостью к звездам сцены и телевидения. Однако звезда получает свой оговоренный гонорар и работает 2 часа, а на организаторов ложатся десяткипроблем, рисков, особенностей, требований и прочего. Обеспечение безопасности мероприятия, выполнение райдеров артистов, иногда весьма причудливых и дорогостоящих, продажа билетов, организация трансферов, монтаж музыкального и светового оборудования – вот далеко не полный перечень забот организаторов концертов и других массовых мероприятий. Ничуть не умаляя славу и талант исполнителей и артистов, хотим отметить, что тяжелый труд организаторов по созданию для нас их шоу, организаторов, способных привезти всемирно-известную команду в небольшой сибирский город и оставить там впечатления на поколения вперед, заслуживает глубокого уважения. Именно поэтому, если мы говорим о верхней планке доходов собственников и руководителей крупных агентств или успешных небольших компаний, которые помимо заработной платы участвуют в распределении прибыли, то они в сумме могут достигать 4–4,5 миллионов рублей, цифр, которые не являются чем-то заоблачным и уж точно заработаны тяжелым трудом.

В интервью известных артистов и музыкантов редко, но встречаются позитивные упоминания об организаторах концертов и фестивалей с их участием. Обычно звезды первой величины предпочитают сотрудничать с крупными агентствами с большим количеством персонала и возможностями. Но когда возникает необходимость провести мероприятие в отдаленном регионе или турне по десяткам локаций России, на помощь звездам приходят предприниматели и небольшие компании. В таких исключительных случаях совокупные доходы их собственников и руководителей могут достигать и 5 миллионов в год.

Будущим менеджерам концертной деятельности мы могли бы пожелать воспитывать стрессоустойчивость и хорошо освоить финансовые дисциплины, любить и понимать искусство, уметь просчитывать риски и быть «многозадачными». Ну а зрителям и огромной аудитории поклонников хорошей музыки пожелать побольше запоминающихся благодаря труду организаторов шоу, концертов и других мероприятий!