Валерия Сластихина, талантливый танцор и постановщик, считает, что мир давно бы стал лучше, если бы все научились танцевать.

«Танцы – это не профессия» – такой приговор своей мечте обычно слышит подросток, который впервые робко заявляет о том, что хотел бы связать свою жизнь с танцами. Но примеры тех, кто рискнул – говорят об обратном. Валерия Сластихина, «девочка с Севера» проделала большой путь от Ухты до Бродвея, покорив своим танцем Америку, Европу и Азию.

Валерия, давайте начнем с банального.  Что для вас танец? Танцоры часто сравнивают танец с воздухом, мол, дышать без него не могут…

Да, это поэтично. Но, так как я не только танцор, но и лингвист, сравниваю танец с языком. Это действительно самый крутой язык в мире, который понимают в любой точке земного шара! Кроме того, на невербалике можно сказать гораздо больше, чем словами. «Тело не врет» – сказал великий балетмейстер Михаил Барышников, и я с ним полностью согласна. Вот смотрите. Все мы рано или поздно сталкиваемся с танцем. Первое место, где это происходит, это, наверное, детский сад – все же участвовали в утренниках, или ходили на праздники к своим детям? Там дети далеко не профессиональные танцоры, но уже они вызывают целую бурю эмоций у зрителей! Это ли не чудо? У меня есть младший брат, и когда я приходила на его утренники, то всегда восхищалась, насколько маленькие детки эмоциональны в своем танцы, как видно в танце характер каждого. Кто хочет выделиться, кто понравиться, кто просто кайфует от происходящего, а кто – сосредоточен на том, чтобы точно повторить инструкции воспитательницы… Понаблюдайте! Ваша жизнь не будет прежней (смеется).

Кстати, про воспитательницу…кто был вашим наставником в мире танца?

Моим первым преподавателем была Подобаева Валентина Алексеевна, хореограф нашего коллектива «Метаморфозы». Ее и преподавателем-то язык не поворачивается называть. Может быть, действительно, лучше наставник? Или вторая мама. Мы ведь проводили с ней в танцевальном классе до 8-10 часов, со всеми прогонами концертов, репетициями, примеркой костюмов и так далее. Она не просто учила нас движениям. Скорее, она учила нас жизни. Жизни в танцах. Часто рассказывала нам про балерин и известных танцоров, случаи из своей жизни, с какими трудностями сталкивалась… Перед очередной новой постановкой просила нас сесть на пол, и мы начинали обсуждать идею танца. Там такие философские вопросы поднимались, если бы вы только слышали! Мы во время этих обсуждений и плакать могли, и смеяться… А потом смеялись и плакали наши зрители, проживая все эмоции вместе с нами. От этого у меня всегда были мурашки по коже, и мотивация делать и танцевать больше и больше.

Как вы вообще оказались в танцклассе? Это было ваше решение, или родителей?

Совместное. У нас все вопросы только так решаются. Я была очень спортивной девочкой, и музыкальной, это все отмечали. Поэтому, мне предложили несколько видов спорта на выбор. Я выбрать не смогла (смеется). Пришлось ходить сразу на танцы, волейбол и плавание.

– Это же тяжело! Как совмещали?

Да, тяжело. Но я человек ответственный. И выкладывалась по-полной везде. Меня даже взяли в республиканскую сборную по волейболу, представьте. На соревнования ездила. И в школе была отличницей, с золотой медалью ее окончила. Иногда все тренировки накладывались на один день – вот это было тяжко. Поэтому, конечно, пришлось отказываться от секций. Первым я «списала» бассейн, потом, не без сожаления, попрощалась с волейболом. Вопрос, бросать ли танцы, даже не стоял. Родители видели, как я ими горю, и даже не предлагали ничего подобного.

– В каких направлениях танцевали? Какие из них – ваши любимые?

Мы танцевали эстрадные танцы. Они универсальные, в том плане, что вмещают в себя все виды, стили, направления танца, а также акробатику. Эстрадный номер может быть основан на хореографической лексике современного танца, классического, народного, бального, бытового танца и так далее. Наш коллектив назывался: Дэнс-шоу «Метаморфозы», поэтому каждый номер, каждый концерт – это шоу со всеми вытекающими. Вот я женщина из русского селения, которая собирает урожай и сожалеет о свободной девичьей жизни, а потом – преступница в бандитском районе Нью-Йорка, в соответствующей стилистике… Так что, могу сказать, что я могу станцевать все, что угодно, и даже трудно сказать, что ближе.  Иногда мне хочется танцевать хип-хоп, иногда контемп, последние курсы были по джаз-фанку в бродвейском танцевальном центре. Это все зависит от того, какие эмоции на душе, и какое настроение. За это я и люблю танцы- с ними жизнь всегда такая разная.

– Вы упомянули Бродвей. Как там оказались? Долгим ли был путь?

Смотря как оценивать. Я ведь с 7 лет танцую. Наверное, начало этого пути было заложено еще тогда, в 7 лет, когда я пришла в танцевальную студию и меня сразу поставили в первую линию. Это было важно для дальнейшего развития, ощущения себя на сцене. Это, наверное, была первая такая маленькая победа, хотя настоящие кубки и медали были позже. Следующее знаковое событие – «Самоцветы Севера», большой фестиваль у меня на родине, в котором м заняли первое место. Меня тогда, кстати, только перевели в основной состав, и я там была самая маленькая! Всем по 20, а мне 14…. Я много тренировалась для того, чтобы просто доказать им, что я достойна стоять с ними на одной сцене, и тут – медаль, мы – лучшие в городе. Дальше уже был поток, восходящий: республиканские конкурсы, российские, международные…

Поподробней про взрослую группу…Кому пришло в голову такое решение?

Во взрослую команду перевели достаточно неожиданно, хореограф просто попросила нас  прийти не в 17:00 а в 19:00,  хотела, чтобы мы выучили связку у танца со старшими. Это, наверное, было забавно: мы жутко стеснялись, комплексовали, ведь перед нами стояли уже профессиональные спортсмены. Как-то тогда удалось перебороть эту ситуацию, мы станцевали совместный танец в финале одного концерта, поэтому плюс минус были знакомы. А потом, Валентина Алексеевна решила, что пора разделить группу – потому что уровень у всех был разный, и это становилось заметно. Мне предложили остаться с профи – я была в шоке.

Получается, именно в тот период, когда вы пришли в коллектив, он начал завоевывать места и медали?

Да, именно тогда.

Какой из многочисленных конкурсов, в которых вы участвовали, стал «билетом в Европу»?

«Золотой каблучок». В нем мы выиграли поездку по Европе с нашей программой. Мы тогда выехали на автобусе с Санкт-Петербурга, который следовал до  Нидерландов, и проехали, наверное, стран шесть или семь. Мы выступали в Хельсинках, Стокгольме, Любеке, Роттердаме, Амстердаме, Гааге, Брюсселе, Копенгагене. Общались с разными людьми, знакомились с культурой, когда кто-то узнавал, что мы профессиональные танцоры – были в восторге спрашивали о нашем опыте, о наших традициях. Мы ведь представляли, ни много ни мало, культуру России. В нашем репертуаре было много народно-стилизованных танцев, специально для иностранцев. Им очень нравилось. После концертов к нам подходили люди, и начинали спрашивать, а почему вы сделали вот так, неужели ваши предки делали вот это… Танец – это отличный способ настроить диалог и передать культуру, менталитет и мысли, не говоря ни слова. Слова могут только все запутать. Мне кажется, если бы дипломаты разных стран меньше говорили, а больше присматривались к невербалике, толку было бы больше.

А если бы они потанцевали друг с другом?

У нас был бы шанс на другой мир (смеется).

С тех пор, как я понимаю, вы регулярно выступали в разных городах и странах, в том числе сольно. Как к этому пришли?

Да, но началась моя сольная карьера в Нижнем Новгороде, там проходил международный фестиваль «Отражение». Я к тому времени чувствовала в себе силы на нечто большее, чем танец в составе коллектива. Я сама поставила себе танец. Затем, еще один. И еще. Жюри конкурсов высоко оценивало мою работу, и это прибавляло сил. Я победила в фестивале “Фактор Успеха” в международном конкурсе «Artfair», в конкурсе «АРТ-СОДРУЖЕСТВО» – там, кстати, был народно-стилизованный танец, оказалось, они отлично смотрятся в формате соло.

Тогда вы почувствовали в себе силы на то, чтобы самой руководить коллективом и ставить танцы?

Нет, раньше. Как только я поступила в университет, я сколотила там танцевальный коллектив, потому что без танцев действительно не могла жить. И начала колесить с ним по конкурсам и фестивалям от имени университета. Мы были очень успешны! Позже я  приехала в Китай и попробовала свои силы в хореографии с детьми и иностранными студентами – это тоже был шикарный опыт. Можете себе представить коллектив, в котором два танцора, которые говорят на итальянском, один на португальском, еще трое на китайском, один на арабском… И вам нужно поставить им танец! Это было совершенно потрясающе. Там я окончательно убедилась в силе танца, как международного языка.  Представьте, задача: сделать танец, которые передает культурные обычаи Китая. А в Китае. Чтобы вы понимали, только официально насчитывается 56 национальностей! И у каждой свои традиции. Мы в итоге сделали 14 танцев, абсолютно не похожих друг на друга. Мои танцоры, и я, показывали и охоту, и поклонение предкам, и различные стилизованные культовые обряды или праздники. Такой экскурс в историю и  глубину китайской души за полчаса. И нам это удалось. И конечно, я много сольно там выступала, показывала обычаи уже нашей культуры, русский балет танцевала. Китайцы были в восторге.

Танец – это же связь не только с прошлым, но и с будущим. Вы следите за эволюцией танцы? Какие сейчас появляются элементы, направления, которых не было раньше?

Не только слежу, но и пробую многое. Сейчас однозначно появляются новые элементы, которые раньше даже сложно было представить, но и старые наработки переживают революцию. Многие движения в танцах переделывают на современный лад, особенно это касается народного танца. Он сейчас технически довольно сильно отличается от первообразца. Поэтому даже в концертных программках обычно обозначают, что это не народный танец как таковой, а стилизованный, танец по мотивам народного. Потому что воспринимать старый в первозданном виде современному человеку будет тяжело. Мне снова приходит аналогия про языки. Думаю, если дать вам почитать книгу на древнерусском наречии, вам будет тяжело, часть текста вы не поймете вообще. Вот и приходится нам, танцорам, заниматься таким переводом. Ну, а из современных направлений… Я недавно танцевала хайхилс, тверк, вог. Мне очень понравилось. Люблю эксперименты. Тем более, сейчас я живу в Нью-Йорке, а он настолько разношерстный, что будто толкает тебя попробовать все.

Кто ваш кумир в мире танца?

Мой кумир в танцах это я через 10 лет. Как бы пафосно это ни звучало. Я хочу быть тем человеком, танцором, преподавателем, которым буду гордиться.

Будете настаивать, чтобы ваши дети тоже занимались танцами?

Я думаю, танцы всегда будут неотъемлемой частью нашей семьи. Но буду ли я заставлять детей заниматься профессионально? Скорее я дам выбор, чтобы они могли понять, что им по душе, какой спорт или творчество. Как моя мама, которая записала меня на разные секции и дала свободу выбора, так и  я, думаю, буду поступать со своими детьми. Тогда есть большой шанс, что и они найдут свое дело, то, без чего они не смогут жить. Как я без танцев. Это не профессия, и уж тем более не хобби. Это моя жизнь.