О вопросах российско-китайского военного сотрудничества и причинах того, зачем Вашингтон делает сенсацию в виде «угрозы со стороны Пекина и Москвы», в официальном китайском издании «Хуаньцю шибао» (Global Times) поделился своим мнением Евгений Бужинский, российский генерал-лейтенант, бывший начальник международно-договорного управления Минобороны России. Перевод основных моментов интервью GT представлен изданием discover24.ru.

GT: Американские военные раздувают вопрос о разработке гиперзвукового оружия Китаем и Россией. Они используют это как предлог для разработки родственных систем оружия. Как вы относитесь к оценкам американских военных в отношении угрозы со стороны Китая и России?

Бужинский: В самом деле, гиперзвуковое оружие – это оружие, которому в данный момент невозможно дать отпор. У США нет систем, которые могли бы перехватить или отразить удар, особенно если это ракета. Но даже без ядерной боеголовки это очень мощное оружие, особенно на море.

Сейчас США в этой гонке отстают от России и Китая, и очень этим обеспокоены. Хотя гиперзвуковое оружие они начали создавать задолго до России и Китая, но теперь оказались в позиции отстающих. А отставать они не привыкли.

GT: Помимо гиперзвукового оружия, в США также делают сенсацию из того, что ядерный потенциал Китая вот-вот превзойдет Россию. Как профессионал, что вы думаете о такой попытке США посеять раздор между Китаем и Россией?

Бужинский: Не думаю, что это попытка посеять разлад между Россией и Китаем. Я считаю, что они переоценивают ситуацию. Количество ядерных боеголовок Китая значительно меньше, чем у США и России.

Однако США опасаются финансовых, промышленных, технологических ресурсов Китая. Если будут необходимость или желание, КНР может легко сравняться с США и Россией. Таким образом, они думают о будущем, а не о настоящем.

GT: В октябре китайские и российские военные корабли провели первое совместное патрулирование в западной части Тихого океана, обогнув Японию. На ваш взгляд, как будут продолжаться и расширяться соответствующие совместные действия?

Бужинский: Так будет и дальше. В прошлом году было совместное патрулирование стратегических бомбардировщиков. Сейчас организован совместный морской патруль. Думаю, что такое сотрудничество, наряду с совместными учениями, будет не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в других частях света. Такое сотрудничество будет расширяться.

И, кстати, такое сотрудничество на самом деле является своего рода сотрудничеством военных союзников. Даже без формального договора о союзе Россия и Китай фактически проводят многие формы военного сотрудничества, характерные для настоящих союзников.

GT: В октябре министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал: «Россия, как и подавляющее большинство других стран, считает Тайвань частью Китайской Народной Республики… Мы исходили и будем исходить из этой предпосылки в нашей внешней политике». Как вы относитесь к недавним провокациям США по обострению ситуации в Тайваньском проливе?

Бужинский: Да, для России Тайвань – это неотъемлемая часть Китая. Как преодолеть эту проблему – решать вам, но конечно, лучше делать это мирно и дипломатично. И я уверен, что в Китае вы планируете не на 5 или 10 лет, как мы, а на 100 лет. Так что я думаю, что рано или поздно вы решите эту проблему.

Но Соединенные Штаты хотят активно использовать тайваньский вопрос, который на данный момент не является очагом напряженности. Это как Украина для России. Мы сталкиваемся с провокациями США в Черном море. Вы сталкиваетесь с провокациями США в Тайваньском проливе и в Южно-Китайском море.

Мы ожидаем, как это отразится в доктринальных документах администрации Байдена, которые появятся в начале следующего года. Но я уверен, что в них так и будет значиться: Китай и Россия – главные противники США.