Су-27, закупленные ранее для ВВС Эфиопии в Российской Федерации и Украине, бомбили цели в Тыграе – мятежной провинции на севере страны. Это стало явно непрофильным использованием данных истребителей, поскольку они в целом предназначены для перехвата авиации противника. Было ли это вызвано реальной военной необходимостью или является пропагандистским актом с неким международным оттенком, рассмотрел польский военный портал Defence24. Перевод публикации представлен изданием discover24.ru.
Сайт Oryx Spioenkop сообщил об использовании истребителей Су-27 для бомбардировки с воздуха позиций, принадлежащих повстанцам Тыграя. Летчики с помощью этих истребителей сбросили неуправляемые бомбы (вероятно, советские ОФАБ-250) на объекты, расположенные в столице Тыграя – Мекелле. Это необычное использование данных машин, потому что Су-27, особенно в вариантах, принадлежащих ВВС Эфиопии, являются перехватчиками и не оснащались управляемым вооружением класса «воздух-земля».
По этой причине, как подозревают некоторые наблюдатели, цель использования Су-27 в качестве бомбардировщика может быть скорее всего пропагандистской, в основном в силу низкой точности использованных бомб и трудностей с точным наведением истребителей на желаемую цель. Прежде всего, это может быть опасно для экипажей истребителей, учитывая необходимость выполнения задач в непосредственной близости от зенитных комплексов.
С другой стороны, принимая во внимание угрозу, исходящую от повстанцев, и отсутствие достаточного количества других средств для нанесения ударов по наземным целям, эфиопские власти могли принять решение послать против них истребители-перехватчики, посчитав это военной необходимостью.
Эфиопия использует истребители Су-27 с 1998 года. Тогда, во время войны с ныне независимой Эритреей, первые истребители этого типа были закуплены в России, чтобы иметь возможность противостоять эритрейским МиГ-29. Эфиопские Су-27 успешно участвовали в этом конфликте, сбив несколько МиГ-29, а бои между истребителями этих типов состоялись в 1999 и 2000 годах.
В последующие годы эфиопские закупки Су-27 совершились также в Украине. Сегодня ВВС Эфиопии имеют на вооружении, по разным данным, от 10 до 20 Су-27.
В составе ВВС Эфиопии, помимо Су-27, имеются также истребители-бомбардировщики МиГ-23БН, которые относятся к категории устаревших машин. Авиация, верная правительству Аддис-Абебы, во время текущей гражданской войны в Тыграе потеряла как минимум две машины этого типа – в ноябре и декабре прошлого года. В обоих случаях МиГ-23БН, вероятно, был сбит системами ПВО, поставленными из постсоветского пространства. Это могли быть как переносные зенитные комплексы «Стрела» или «Игла», так и более тяжелые ЗРК С-75 (M) «Двина» / «Волхов» или С-125 «Нева».
Конфликт в Тыграе разразился в октябре прошлого года из-за сепаратистских местных властей и, в частности, из-за стремления поставить регион под контроль Народного фронта освобождения Тыграя, выступающего за независимость от центрального правительства. За последний год конфликт унес тысячи жизней, вынудив десятки тысяч людей мигрировать. В гражданской войне правительственная сторона потеряла часть своей военной авиатехники: кроме упомянутых двух МиГ-23БН, Аддис-Адеба потеряла транспортный C-130 Hercules и ударный вертолет Ми-35.