В Китае считают, что заявленные Россией планы выпуска легкого стелс-истребителя пятого поколения весьма реалистичны как по срокам, так и по стоимости в 30 миллионов долларов США, что вдвое дешевле широко известного китайско-пакистанского истребителя FC-1 Xiaolong (он же JF-17 Thunder). Об этом пишет китайский военный эксперт Ли Цзяньтан на портале QQ-Tencent. Перевод публикации представлен изданием discover24.ru.

Вице-премьер России Юрий Борисов заявил журналистам на Тюменском нефтегазовом форуме, что закупка истребителей «Checkmate» для ВКС России может быть включена в национальный план вооружений на следующий период (2024-2033 гг.). Производство может начаться в 2025-2026 гг. Это первый раз, когда российские официальные лица дали понять, что они готовы включить истребители Су-75 в план постановки на вооружение и уточнили время начала его массового производства.

Су-75 – второй российский истребитель-невидимка пятого поколения. Самолет имеет одномоторную аэродинамическую схему большого треугольного крыла и V-образное двойное вертикальное оперение, которое сводит к минимуму радиолокационное отражение самолета.

Согласно раскрытой информации, истребитель Су-75 спроектирован с тремя внутренними отсеками для вооружения. Два из них являются боковыми и расположены по обе стороны от воздухозаборника, каждый из них может быть оснащен только одной ракетой ближнего боя. Внизу фюзеляжа размещен основной отсек, в котором могут размещаться ракеты класса «воздух-воздух» средней и большой дальности и крылатые ракеты Х-59МК2 с многоцелевыми боевыми возможностями. С точки зрения схемы установки грузоподъемность Су-75 в малозаметном состоянии близка к уровню F-35, а его летно-технические характеристики весьма высоки.

Для зарубежных покупателей российский истребитель Су-75 имеет две основные привлекательные особенности:

  • Во-первых, дешевая цена, всего около 30 миллионов долларов США.
  • Во-вторых, короткий цикл поставок: по словам вице-премьера Юрия Борисова, самолет может выйти в серийное производство в 2025 году и поступить в войска.

Почему у Су-75 такая низкая цена и такая быстрая готовность к поставке? Это имеет вполне конкретные причины.

За исключением относительно новой аэродинамической формы конструкции истребителя Су-75, около 90% бортовой техники – это уже зрелые разработки! Основные системы самолета, такие как кабина, инфракрасный прицел и средства управления огнем, радар и авионика, являются оборудованием, которое напрямую используют истребители Су-57. Самое важное, что и двигатель 117С также взят от Су-57.

Все это в значительной степени экономит затраты. Кроме того, Су-75 не требуется испытывать большинство своего оборудования, потому что это уже было сделано на Су-57. По сути, остаются только задачи, связанные с тестированием аэродинамических характеристик самолета, после чего его можно будет не столь уж значительно доработать и запустить в производство.

В целом, поскольку в России уже начато серийное производство двухмоторного тяжелого истребителя Су-57 с относительно отработанной технологией, разработать одномоторный упрощенный вариант в виде истребителя Су-75 на базе Су-57 несложно, и очевидных технических трудностей для этого нет. Поэтому оптимизм российской стороны в отношении самолета понятен. Но поскольку основная цель Су-75 – экспорт, в любом случае потребуется время, чтобы проверить, сможет ли он произвести впечатление на иностранных покупателей.