Совсем недавно над Балтийским морем российский истребитель Су-30СМ успешно обратил в бегство два стелс-истребителя НАТО F-35A. Теперь авианосец «Карл Винсон» ВМС США, оснащенный новейшей модификацией этих «невидимок» F-35C, развертывается в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но, по мнению военных экспертов КНР, опубликованному порталом QQ-Tencent, в плане роста американских боевых возможностей ничего не изменится.

Китайский портал напомнил, что ВМС США в начале августа с большой помпой сообщили, что их атомный супер-авианосец Carl Vinson класса Nimitz стал первым, получившим в качестве палубных самолетов последние версии истребителя-невидимки пятого поколения F-35C и транспортного конвертоплана CMV-22. «Карл Винсон» планируется разместить в Азиатско-Тихоокеанском регионе для противостояния Китаю и России.

F-35C – третья по счету версия истребителя F-35 в американской программе JSF (Joint Strike Fighter – Единый ударный самолет). Для F-35 определили «универсальные» требования еще в начале разработки, поэтому самолет изначально создавался в трех версиях одновременно. Из них F-35A – это модель с обычным взлетом и посадкой, основная для ВВС США; F-35B – с короткими взлетом и вертикальной посадкой (STOVL), является моделью, используемой Корпусом морской пехоты США; и тип F-35C с укороченными за счет специального оборудования взлетом и посадкой, специально предназначенный для размещения на авианосцах ВМС США.

По сравнению с двумя другими версиями F-35, истребитель F-35C претерпел серьезные изменения в конструкции. Во-первых, для того, чтобы соответствовать требованиям взлета с использованием катапульты палубного базирования, самолет значительно усилил конструкцию корпуса и несущую способность его составных частей. Помимо этого, увеличены размах и площадь крыла, чтобы получить больше подъемной силы. При этом крыло самолета спроектировано складывающимся, чтобы уменьшить пространство, занимаемое при парковке на авианосце. Самолет также был оснащен устройством хвостового крюка, которое используется для зацепления троса удержания на авианосце при посадке.

Все версии F-35 «обжигают свои ягодицы»

Из-за относительно сложных требований к посадке F-35C стал последней появившейся моделью в семействе F-35. Первоначально планировалось, что эти самолеты будут размещены на самом крупном авианосце «Джеральд Форд», но сейчас Ford все еще занят устранением выявленных технических дефектов. Поэтому американские военные перешли на использование чуть меньших авианосцев класса Nimitz, которые модифицируются для несения истребителей F-35.

Carl Vinson – один из первых трех таких авианосцев США, считающихся обладателями самой высокой боевой эффективностью. Однако общий уровень истребителей F-35C, в плане повышения боевой эффективности, в КНР сочли «относительно ограниченным». Портал QQ-Tencent назвал три основные причины такого вывода:

  1. Истребитель F-35C унаследовал практически все конструктивные недостатки семейства F-35. Например, этот самолет «обжигает себе ягодицы» во время высокоскоростного полета. Поэтому американским военным приходится устанавливать «ограничение скорости» на F-35 и фактически запрещать форсаж. Максимальная скорость полета самолета лишь немногим превышает 1,2 Маха (расчетная максимальная скорость указана в 1,8 Маха), что означает, что истребитель F-35 на деле не имеет скорости как преимущества при столкновении с вражескими истребителями. Даже когда способность скрытности дает ему защиту, он оказывается в неловкой ситуации – «не могу догнать, не могу убежать». Это было не так давно подтверждено в Балтийском море: 14 мая 2021 года ВВС Италии отправили из Эстонии два истребителя F-35A для наблюдения за российским транспортным самолетом Ан-12 над Балтикой, и оба этих самолета были выгнаны российским истребителем Су-30СМ. Показательно то, что два F-35A не смогли на равных противостоять единственному российскому Су-30СМ. Проблема плохих боевых характеристик истребителя F-35 очевидна, а военно-морская авианосная версия F-35C даже хуже, чем F-35A, из-за своего увеличенного веса, и вынуждена полагаться на «зонт ПВО» с эскорта авианосца США.
  2. Хотя F-35C и является истребителем-невидимкой, огромный авианосец США ничуть не обладает скрытными характеристиками. Это означает, что даже если истребитель F-35C способен нанести скрытную атаку по вражеской цели, его потенциальное присутствие выдаст собственный авианосец. Тем более, что истребитель F-35C имеет небольшую дальность действия и является «коротконогим» от природы. А когда авианосец будет потоплен, вслед за ним и F-35C, даже если бы обладал выдающимися полетными характеристиками, сможет проследовать только на дно моря.
  3. Истребитель F-35C может нести только 4 ракеты класса «воздух-воздух» либо 2 единицы оружия классов «воздух-земля/ воздух-корабль» в скрытом режиме. Такую огневую мощь можно охарактеризовать только как «плохую» и «слабую» для столь большого самолета. Несмотря на то, что его полезная нагрузка достигает 8 тонн (что эквивалентно нагрузке J-16), для достижения такого максимума потребуется использовать пилоны крыла, и тем самым серьезно снизить скрытность самолета. А если гарантия скрытности будет потеряна, боевая эффективность F-35C будет даже хуже, чем у истребителя F/A-18E / F, находящегося сейчас на вооружении ВМС США.

Таким образом, оснащение истребителями F-35C авианосца Carl Vinson фактически дает крайне ограниченный эффект, а во многом даже ухудшает боеспособность ударной авианосной группы США.