Истребитель Су-30 в его новой модификации СМ2 способен почти полностью ликвидировать разрыв в характеристиках для воздушного боя между Су-30СМ и Су-35. Ожидается, что версия Су-30СМ2 заменит обе эти модели в производстве. Такое мнение высказывает американское военное издание Military Watch, и ниже представлен перевод опубликованной в нем статьи.

За последнее десятилетие Су-30СМ играл центральную роль среди всех истребителей в усилиях по модернизации российских вооруженных сил. Хотя он менее боеспособен в воздухе, чем истребитель Су-35, а функций атак наземных целей имеет меньше, чем ударный истребитель Су-34, Су-30СМ ценится за низкие производственные и эксплуатационные расходы, простоту обслуживания и очень высокую универсальность, позволяющую эффективно применять боеприпасы класса «воздух-земля», «противокорабельные» и «воздух-воздух» на всех дистанциях.

Истребитель в последние годы был самым популярным российским тяжеловесом на экспортных рынках, конкурируя только с более легким средним МиГ-29, при том, что Су-35 был продан за границу только в двух случаях, а Су-34 вообще не был продан. Су-30СМ заказали Казахстан, Беларусь , Мьянма и Армения. Кроме того, Алжир продолжал размещать заказы на очень похожий Су-30МКА, основанный на той же ветви программы Су-30. Индия и Малайзия ранее также заказывали менее совершенные самолеты на основе той же базовой конструкции.

Россия планирует модернизировать свои тяжелые истребители Су-30СМ до стандарта «поколения 4 ++» в рамках амбициозной программы модернизации, при этом на производственных линиях Су-30 уже начато производство значительно улучшенного истребителя Су-30СМ2. Российские СМИ сообщили, что планы широкомасштабной модернизации существующих эскадрилий Су-30СМ до нового стандарта были официально утверждены в начале августа.

Су-30СМ2 в значительной степени ликвидирует разрыв в характеристиках в воздушном бою между Су-30СМ и Су-35, и ожидается, что он заменит оба этих типа истребителей в производстве, поскольку все больше производственных мощностей в России направляется на производство истребителя следующего поколения Су-57.

Модернизация до стандарта Су-30СМ2 включает в себя интеграцию РЛС «Ирбис-Э» и двигателя АЛ-41 от Су-35, а также возможности размещать новые высокоточные управляемые ракеты Х-59МК2 и авиабомбы. Новый вариант Су-30 получит преимущества новейшей интегрированной многоканальной системы связи, обмена данными, навигации и идентификации (ОСНОД) с использованием технологий следующего поколения, разработанных для Су-57.

По поводу модернизации Вадим Козулин, профессор Российской академии военных наук, отметил: «Ресурс авиадвигателя увеличился вдвое, без увеличения веса и габаритов. Оснащенный системой плазменного зажигания, двигатель АЛ-41Ф-1С более экономичен, чем предшественник, поэтому при том же количестве топлива истребитель сможет дольше находиться в воздухе. Помимо этого, усовершенствованный радар повышает способность обнаруживать и точно определять противника на большей дальности».

Остается неясным, какая часть парка Су-30СМ будет модернизирована до стандарта Су-30СМ2, но весьма вероятно, что обновление коснется большинства самолетов. Ожидается, что на Су-30СМ начнется развертывание более совершенного класса противокорабельных крылатых ракет – Х-32, – причем каждый из тяжелых истребителей будет нести по одной ракете из-за большого размера боеприпаса.

Также пока что неясно, получит ли Су-35 каких-либо новых экспортных клиентов до того, как он будет снят с производства, или Су-30СМ2 окажется более успешным, учитывая, что он оснащается теми же радаром и двигателями, что и Су-35.