Представляем перевод статьи с оценкой Су-57, опубликованной на популярном американском портале Sandboxx (с некоторыми сокращениями повторов и «экскурсов в историю»). Автор – Алекс Холлингс, обозреватель внешней политики и оборонных технологий, ветеран морской пехоты, обладатель степени магистра в сфере коммуникаций Университета Южного Нью-Гэмпшира.

***

Российский Су-57 – один из четырех действующих истребителей пятого поколения на планете. Этот перечень составляет редкая компания – китайский Chengdu J-20 и американские Lockheed Martin F-22 и F-35. Каждый из этих истребителей был разработан с учетом различных особенностей, но их объединяет коллективный акцент на нескольких конкретных конструктивных элементах, которые стали определять данное поколение самолетов, включая возможности скрытности и слияния данных.

Представили США неоднократно заявляли, что американские истребители-невидимки являются лучшими в мире, поскольку Китай продолжает работу над двигателем WS-15, который, по их мнению, позволит J-20 сравняться с чемпионом Америки по воздушным боям, F-22 Raptor. С другой стороны, F-35 Joint Strike Fighter – это не истребитель акробатических призов, как F-22, и не дальнобойный перехватчик, как J-20. Однако это невероятно хитрый летающий суперкомпьютер, который способен сделать другие платформы в заданном районе более смертоносными благодаря своему присутствию.

Российский Су-57 широко известен как наименее незаметный из списка пятого поколения, но истребитель – это все же нечто большее, чем радиолокационные поперечные сечения.

Сравнение этих самолетов друг с другом «в лобовом столкновении» не будет справедливым, поскольку ни один из них не предназначен для работы в одиночку в оспариваемом воздушном пространстве, полном истребителей противника. Каждая из этих платформ была разработана для выполнения определенной роли в рамках более широкой структуры и стратегии сил, и поэтому они вряд ли столкнутся друг с другом один на один даже в самых драматических сценариях.

Российское правительство по-прежнему планирует получить в этом десятилетии до 76 истребителей-невидимок, но, хотя они были предназначены для установки усовершенствованного двигателя, задержки в разработке нового мотора препятствуют прогрессу. В настоящее время ожидается, что каждый Су-57, поставленный ВВС России в обозримом будущем, будет оснащен двигателем Saturn AL-41F1, который также используется в Су-35С 4-го поколения.

Эксплуатация старого двигателя не только ограничивает характеристики Су-57, но и отрицательно сказывается на малозаметности. Вопреки распространенному мнению, стелс – это множество пересекающихся технологий, а заметность для обнаружения дает не только радар, но и инфракрасная тепловая сигнатура. Двигатели 4-го поколения, разработанные для самолетов без малозаметности, которые используются в Су-57, не подходят для хорошей маскировки.

В то же время одним из преимуществ Су-27 может являться его набор датчиков и продвинутая авионика – российские военные утверждают, что истребитель способен обеспечивать полный охват сенсоров на 360 градусов, как и летающий суперкомпьютер F-35. На сегодняшний день нет явных свидетельств, чтобы подобная система была подключена к Су-57, при этом анализ Rand Corporation утверждает, что санкции, введенные в отношении России после присоединения Крыма в 2014 году, еще больше затруднили развитие этой системы.

На что действительно способен Су-57?

Анализируя программы вроде Су-57, всегда сложно угадать реальную боеспособность. Это достаточно сложно сделать и с F-35, который опирается на согласованную маркетинговую кампанию, направленную на то, чтобы налогоплательщики были довольны своими инвестициями и представляли самолет как стоящую покупку для иностранных союзников. Это еще более сложно в такой стране как Россия. Данные, предоставленные Сухим через СМИ, так же, как и в США, рассчитаны на зарубежные продажи истребителя, чтобы компенсировать высокую стоимость разработки и производства самолета.

Су-57 занимает последнее место в рейтинге малозаметности среди аналогов 5-го поколения, но это не означает, что его возможности скрытности следует полностью игнорировать. Опять же, в бою важно максимально эффективно применять разные платформы, а Су-57 не был спроектирован для использования в качестве «скрытного проникателя», как F-22. Как объясняет это авиационный эксперт и редактор журнала Aviation Week Стив Тримбл, российская тяга к стелсу не так сильна, как у Америк.

“Они не стремятся выиграть соревнование в невидимости. Вместо этого они просто пытаются сделать Су-57 хитрым и способным истребителем с мощными ударными способностями… и, похоже, что у них это получается”, – сообщил Тримбл.

Остается неясным, насколько на самом деле продвинут комплекс авионики Су-57, но российские официальные лица неоднократно проводили параллели между его способностью объединять данные от различных датчиков и степенью ситуационной осведомленности F-35. Хотя полный набор датчиков у Су-57, похоже, еще не действует, использование Россией архитектуры открытых систем и распределенных вычислений внутри самолета может служить убедительным признаком того, что его бортовые системы не только усовершенствованы, но и способны к новым обновлениям.

Установленные на Су-57 РЛС AESA X-Band N036 «Белка» и инфракрасный датчик поиска и сопровождения 101КС «Атолл» обеспечивают истребителю отличный обзор и все, что ему может понадобиться для идентификации даже малозаметных противников на ударной дальности.

Су-57, возможно, не самый малозаметный или технологически продвинутый истребитель пятого поколения на рынке, но он по-прежнему является продуктом долгой и легендарной истории России по разработке высокотехнологичных боевых самолетов. Та же фирма, которая отвечает за Су-57, также производит невероятно способные истребители 4-го поколения, такие как Су-35, поэтому неудивительно, что первый российский истребитель-невидимка не сутулится в акробатических характеристиках.

Трехмерный вектор тяги Су-57 дает истребителю огромную маневренность, и он намного превосходит в выполнении воздушной акробатики, в том числе на низких скоростях, своих конкурентов без такого вектора тяги на F-35 и J-20A (ожидается, что J-20B будет имеет возможность управления вектором тяги). Даже F-22 Raptor, широко известный как самый приспособленный истребитель для воздушного боя в мире, по сравнению с ним ограничен в своих возможностях.

Су-57 также может похвастаться второй по величине максимальной скоростью в классе, достигая 2 Маха, что всего на несколько сотен миль в час медленнее, чем F-22.

Вывод: Су-57 может быть и «худшим» истребителем 5-го поколения, но все же это высокопроизводительная машина.

В общем, Су-57 не такой компьютерно-продвинутый или не такой скрытный, как три других истребителя его поколения, но это не значит, что он не представляет собой значительного скачка в возможностях российских военных. Вместо того, чтобы полагаться на скрытность – область технологий, в которой русские могут отставать, – Сухой создал истребитель, который может быть столь же хитрым, как F-35, но наделенным и другими способностями, достаточными, чтобы вызвать реальные проблемы для противников.

На сегодняшний день существует мало Су-57, но по мере того, как производство будет расти, а конструкция продолжит развиваться, Россия может выставить на вооружение действительно устрашающий истребитель-невидимку. И с учетом того, что США все больше склоняются к обновленным реактивным самолетам 4-го поколения (без малозаметности), таким как F-15EX, даже наименее скрытный истребитель 5-го поколения будет превосходить эти истребители, которые намечено иметь на вооружении еще в течение десятилетий. Таким образом Су-57 может и вообще никогда не стать лидером среди истребителей-невидимок, но в этом и нет необходимости, чтобы представлять угрозу.