Новый исследовательский отчет RAND Corporation – американского военно-аналитического центра, работающего по заказам правительства США и Пентагона – утверждает, что в случае войны с Россией, Москва могла бы использовать свой арсенал маломощного ядерного оружия для уничтожения ключевых баз в Европе, нейтрализации обычных вооруженных сил альянса НАТО под руководством США и тем самым получить преимущество для более крупной ядерной эскалации. Об этом сообщает американское военное издание Stars and Stripes («Звезды и Полосы»). Перевод представлен изданием discover24.ru.

«Хотя общая военная мощь Соединенных Штатов и альянса НАТО значительно превосходит российскую, региональный конфликт вблизи границ России может создать огромные проблемы и привести к поражению Запада», – говорится в исследовании Rand Corp., которое, согласно сообщению Stars and Stripes, в целом изучало последствия ядерной войны с Россией.

Как отмечают далее в Stars and Stripes, Пентагон в последние годы объявил противодействие России, наряду с Китаем, центральным направлением своей стратегии. В Европе основное внимание уделялось усилению сил США и их союзников в таких странах, как Прибалтика и Польша. Но Россия сохраняет преимущество в обычной огневой мощи на восточном фланге НАТО, что, вероятно, даст ей преимущество на ранних стадиях конфликта, прежде чем союзники соберут более крупные силы.

За последние несколько лет западные аналитики безопасности и военные руководители США подчеркивали важность усиления позиций НАТО на востоке для сдерживания потенциальной агрессии России. Но меньше внимания уделяется уязвимости альянса, если конфликт с Россией в Европе станет ядерным, говорится в докладе Rand.

В докладе также заявлено: «Любой конфликт с Россией с применением обычных вооружений должен вестись таким образом, чтобы ограничить риск ядерной эскалации, которая может помешать НАТО использовать все свои возможности. Арсенал нестратегического ядерного оружия России и его потенциальное применение представляют собой жизненно важную проблему для официальных лиц США и НАТО».

Во время холодной войны угроза гарантированного взаимного уничтожения считалась основополагающей для представления о том, что США и Советский Союз никогда не будут использовать стратегическое ядерное оружие большой мощности друг против друга. Обе стороны также имели тактические ядерные бомбы меньшей мощности, которые можно было использовать для более ограниченного поражения целей на поле боя. Однако после распада Советского Союза, альянс НАТО под руководством США расширился, включив в него районы, подконтрольные СССР или его бывшим союзникам. Российские военные базы в основном были перенесены на территорию страны.

По мнению Rand, «Хотя НАТО уязвимо для российских (нестратегических ядерных) ударов… атака НАТО на территорию России может стать гораздо более эскалационной, чем нападение России на цели в неядерных государствах НАТО, таких как Германия или Италия». Иными словами, если США ответят на маломощный ядерный удар по союзнику ядерным ударом по территории России, Москва может ответить ядерным ударом по континентальной части США.

Согласно отчету исследовательской службы Конгресса, опубликованному в марте, в Соединенных Штатах имеется около 500 нестратегических ядерных боеприпасов, из которых около 200 размещены на самолетах в Европе. Но добавление к этому арсеналу мало что изменит, чтобы компенсировать преимущество России, предупреждает исследование Rand. По его оценкам, у России примерно 2 000-6 000 нестратегических ядерных боезарядов.

«Хотя в настоящее время у российского правительства, похоже, нет особого желания бросить вызов НАТО, используя это местное преимущество, нельзя исключать возможность того, что у российских лидеров возникнет соблазн сделать это в будущем», – считают в Rand, утверждая, что варианты ведения ядерной войны «могут показаться привлекательными для российских руководителей во время экстремального кризиса».

В докладе рекомендуется, чтобы США и НАТО предприняли шаги по снижению своей уязвимости за счет укрепления баз в Европе, добавления дополнительных средств сдерживания и разработки более совершенных систем активной обороны. Союзникам также следует рассмотреть возможность рассредоточения дополнительных сил и «попытаться уменьшить зависимость от уникальных ценных объектов, которые могут стать целью российского высокоточного ударного оружия».