Такая интерпретация преобладает в СМИ и стран Запада, и КНР после сообщений о начале долговременного базирования российских бомбардировщиков Ту-22М3 на авиабазе Хмеймим в Сирии. Различие лишь в тональности публикаций: если Military Watch с опасением отмечает, что под прицелом оказались все Средиземное море, часть Атлантики и все наземные объекты южного крыла НАТО, то ту же самую статью широко опубликовали в переводе ведущие китайские новостные порталы SunNews, QQ-Tencent, 163.com и другие – ничего не меняя в содержании, лишь добавив слово «Превосходно!» к заголовку. Представляем перевод указанной статьи из Military Watch.

***

Министерство обороны России подтвердило размещение сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М3 на авиабазе Хмеймим на западе Сирии и отметило, что этот самолет будет выполнять морские функции, в отличие от большинства других самолетов на российской базе ВКС, развернутых в первую очередь для удовлетворения текущих потребностей войны в самой Сирии. Об этой роли свидетельствует и тот факт, что вскоре после своего объявления министерство опубликовало кадры бомбардировщиков с противокорабельными крылатыми ракетами большой дальности Х-22 – устаревшая, но все еще мощная конструкция, идеально подходящая для ударов с моря.

Как сообщается, часть бомбардировщиков была переброшена из дальневосточных регионов России, где на протяжении десятилетий они играли ключевую роль в проверке сил Японии и США вблизи российских границ.

Что касается целей развертывания дальних бомбардировщиков, Министерство обороны России объяснило их необходимостью «отработки учебных задач в новых географических районах», после чего самолеты вернутся на их постоянные аэродромы на территории РФ. Таким образом, хотя развертывание не будет постоянным, это создаст прецедент для частых полетов российских дальних бомбардировщиков в данном районе.

Ту-22М впервые поступили на вооружение в 1972 году. Примерно половина из них были поставлены на вооружение ВМФ СССР, а затем – авиации ВМФ России. Эти самолеты традиционно ценились за их передовые возможности для нанесения ударов с моря: их ракеты Х-22 обладают дальностью действия до 600 км, поражают цели на почти гиперзвуковой скорости и несут массивные боеголовки массой 1000 кг – этого достаточно, чтобы вывести из строя большинство надводных кораблей одним прямым попаданием. В последнее время бомбардировщики оснащаются ракетами Х-32 и Х-47М2 , которые обладают значительно большей поражающей способностью и имеют дальность соответственно 1000 и 2000 км.

Хотя бомбардировщики Ту-22М, дислоцированные на авиабазе Хмеймим, не имеют возможности дозаправки в воздухе, их огромная дальность в сочетании с большой дальностью противостояния их ракет позволяет им накрывать цели по всему Средиземному морю и в Атлантике. Гиперзвуковая баллистическая ракета Х-47М2 также позволяет бомбардировщикам поражать наземные цели в глубине европейской территории с менее хорошо охраняемого южного фланга НАТО.

Таким образом, размещение данного самолета имеет серьезные последствия для баланса сил не только в восточном Средиземноморье, но и в более широком плане – в конфликте между Россией и Западным блоком. Поскольку государства-члены НАТО более десяти лет поддерживали продолжающуюся войну против сирийского правительства, а также жестко санкционировали и прервали дипломатические отношения с Дамаском, не может идти речи о каких-то сомнениях, которые эта страна [Сирия] могла испытывать в отношении размещения такого присутствия бомбардировщиков на случай начала войны.

Парк Ту-22М в настоящее время подвергается широкомасштабной модернизации, при этом развернутые варианты представляют собой новейшую версию Ту-22М3, но значительную часть флота планируется модернизировать и далее – до гораздо более мощного варианта Ту-22М3М. В новом варианте используется ряд технологий истребителя Су-57 следующего поколения, и, в частности, он имеет возможность дозаправки в полете, что позволит бомбардировщикам, вылетающим из Сирии, достигать целей далеко в Атлантике.

На Ту-22М3М было модернизировано 80 процентов авионики или полностью заменено по сравнению с предыдущими вариантами, и в нем используются новые двигатели НК-32-02, которые являются самыми мощными на всех типах боевых самолетов в мире. Самолеты имеют превосходные датчики, навигационные системы, вооружение, средства противодействия радиоэлектронной борьбе и кабины экипажа и гораздо лучше подходят для нанесения высокоточных ударов.

Последние Ту-22М сошли с конвейеров в 1997 году, тем не менее – они являются одними из самых новых планеров стратегических бомбардировщиков, находящихся на вооружении во всем мире.