16 марта правительство Великобритании опубликовало Комплексный обзор безопасности, обороны, развития и внешней политики. Мнение о России в нем сурово и однозначно: она есть и останется «самой серьезной прямой угрозой» для Великобритании и евроатлантического региона. Иллюстрируя непосредственность и серьезность этой угрозы, в обзоре четыре раза упоминается атака в Солсбери в 2018 году с применением нервно-паралитического реагента – оружия массового поражения.

В связи с этим публикуем эксклюзивный перевод статьи с официального сайта IISS (International Institute for Strategic Studies) – Международного института стратегических исследований. Это исследовательский-аналитический центр по вопросам военно-политических конфликтов со штаб-квартирой в Лондоне, он широко известен прежде всего по своим ежегодным отчетам о численности/вооружении армий мира. В то же время не особо скрывается, что эта структура является главным «мозговым трестом» при подготовке как упомянутого Комплексного обзора безопасности, так и других британских правительственных документов.

Автор – Найджел Гулд-Дэвис, представлен как редактор Стратегического обзора, старший научный сотрудник IISS по России и Евразии.

Вызов России для «глобальной Британии»

Россия неизменно присутствует во всех разделах перечня неблагоприятных глобальных сил, формирующих международную систему. К ним относятся:

  • растущая угроза со стороны авторитарных государств, которые «экспортируют свои внутренние модели, подрывают открытые общества и экономики и формируют глобальное управление в соответствии со своими ценностями»;
  • сугубо цифровое измерение этой проблемы;
  • использование незаконного финансирования для подрыва безопасности; дезинформация, кибератаки и вмешательство в выборы;
  • шпионаж.

Таким образом, Россия представляет собой полный спектр угроз для Великобритании и ее союзников.

В обзоре не упоминаются противоречащие друг другу интересы, которые могли бы ослабить решительный ответ брошенным вызовам. В другом месте он признает противоречия и компромиссы между целями, которыми должна управлять политика.

Другой названный «системный конкурент», Китай, признан важным партнером в сфере торговли и инвестиций, изменения климата и других общих интересов. Но в отношениях с Россией нет такого перекрестного давления. Отмечая уважение Великобритании к народу, культуре и истории России, обзор ясно показывает, что нынешняя политика России исключает позитивную повестку дня. Тон необычайно ясный и бескомпромиссный.

Как Великобритания встретит российскую угрозу?

В обзоре предусмотрен соответственно широкий спектр мер. Хотя они отражают его общий «общегосударственный» подход к растущим международным вызовам, многие подчеркивают именно российское измерение.

Военная власть

Угроза со стороны России ведет к «безоговорочной приверженности европейской безопасности». Силы Великобритании будут задействованы в евроатлантическом регионе от Крайнего Севера до Черного моря. В том числе – на подготовку большего количества вооружений и военной техники в Германии для их быстрого развертывания. Будет поддерживаться присутствие в Эстонии и Польше – термин, сильно напоминающий «холодную войну». Великобритания также разработает новые возможности для защиты важнейшей подводной инфраструктуры страны.

Обзор оправдывает увеличение ядерного арсенала до 260 боеголовок ссылкой на «растущий спектр технологических и доктринальных угроз». Хотя ни одна страна конкретно не упоминается, Россия, вероятно, вызывает при этом наиболее серьезную озабоченность, учитывая:

  • сообщения о нарушении ею Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД), что привело к выходу США;
  • неоднократные заявления президента Путина о достижениях в области гиперзвукового оружия;
  • пересмотр Россией ядерной доктрины в 2020 году.

Решение о боеголовках было в центре внимания большинства первых российских комментариев по обзору.

Сотрудничество в сфере безопасности

В обзоре подчеркивается важность работы как через НАТО, так и с Европейским союзом для обеспечения европейской безопасности и поддержки сотрудничества между организациями. Способность Великобритании организовать международный ответ на атаку в Солсбери демонстрирует «ценность коллективного ответа на агрессию».

Повышение устойчивости партнеров

Великобритания будет продолжать активную деятельность в «восточноевропейском соседстве и за ее пределами», чтобы повысить устойчивость государств, уязвимых для российского влияния. Это включает наращивание потенциала вооруженных сил Украины и противодействие дезинформации «в ближнем зарубежье России». Этого российского термина, который означает меньший суверенный статус для его постсоветских соседей, лучше всего избегать. Но это не умаляет значения данного обязательства.

Санкции

В обзоре особо выделяется закон Великобритании о санкциях Магнитского после Brexit, который позволил Великобритании стать первой европейской страной, которая ввела санкции в отношении Беларуси после серьезных нарушений прав человека прошлой осенью. Второй глобальный режим санкций в 2021 году будет направлен на борьбу с коррупцией, встречая критику за то, что, в отличие от «законов Магнитского» в некоторых других странах, текущая версия Великобритании игнорирует коррупцию. Это может иметь важные последствия для Великобритании, учитывая ее значение в привлечении и управлении глобальными финансовыми потоками.

Внутренняя устойчивость

В отчете о России за 2020 год, подготовленном парламентским комитетом по разведке и безопасности, содержится призыв к внутренним реформам для повышения устойчивости Великобритании к злонамеренным действиям России. В недавних критических замечаниях отмечалось отсутствие прогресса в выполнении его рекомендаций.

Комплексный обзор занимает значительную часть повестки дня доклада по России для защиты демократических процессов путем регулирования политических кампаний в Интернете, обеспечения целостности системы голосования и создания схемы регистрации иностранных агентов. Новые правовые полномочия и уголовные преступления призваны помочь бороться со шпионажем и другой вредной деятельностью, направляемой государством.

Российская угроза становится главной причиной, по которой Великобритания сохраняет твердые обязательства на всем континенте. В обозримом будущем это будет стимулировать активное присутствие в Европе, которое будет распространяться на поддержку устойчивости ближайших соседей России.

Это развеет опасения, что «глобальная Британия» может уйти из Европы или отдать приоритет торговым и инвестиционным возможностям в своих отношениях с Россией. Напротив: политика Великобритании и России остается намного более жесткой, чем политика Европейского Союза и многих его государств-членов, включая Германию. Это важное ограничение широко распространенного в Великобритании «индо-тихоокеанского уклона».