Неотъемлемая составляющая ведения внешней торговли – экспортные процедуры. Если в планах организации вывести свою продукцию на международный рынок, значит необходимо наладить экспорт из Украины – легализовать вывоз товаров с территории страны на продажу.
Как наладить экспорт из Украины
Экспортирование товаров осуществляется в 3 этапа:
- Подготовка пакета документов, которые позволят легально вывозить из страны товары на продажу, и отправка их в Таможенные органы.
- Уплата госпошлин, установленных на экспорт, и получение подтверждающих документов. Примечательно, что сборы и налоги на экспорт ниже, чем на импорт.
- Следование законодательству в процессе экспорта товара.
Помимо общих 3 этапов, в процедуре оформления экспорта есть промежуточные шаги:
- Перед началом оформления документов необходимо в устной форме уведомить Таможенные органы о намерении подать таможенную декларацию для налаживания экспорта.
- Далее нужно пройти процедуру аккредитации в Таможне. При этом, статус заявителя не имеет значения. Процедура – обязательна и для физических, и для юридических лиц, намеренных организовать экспорт.
- Важно правильно составить необходимый пакет документов. Во избежание ошибок можно обратиться к специалистам в частную компанию за помощью.
Какие документы нужны для организации экспорта
У экспортера должны быть собраны:
- Учетная карточка, которая оформляется в Таможенном органе в процессе аккредитации.
- Контракт на поставку, заключенный с внешней стороной.
- Справка, подтверждающая отсутствие валютной ценности (за последние 3 месяца).
- Бланки СМР и накладные. Их заполнение зависит от того, каким транспортом будет экспортироваться товар: автомобильным, железнодорожным, авиационным.
- Отдельная спецификация для каждой поставки.
- Счет-фактуры на товар. Здесь необходимо прописать страну изготовления позиции, условия продажи и доставки до места назначения.
- Протокол о согласовании стоимости (при наличии).
- Справка, подтверждающая расходы поставщика на транспорт внутри страны – до границы.
- Информация о перевозчике: личные данные, контакты, адрес проживания, код ЕДРПОУ.
- Информация о водителе и документы на транспорт (включая прицеп).
- Налоговая накладная на товар и подтверждение его легального приобретения в Украине.
- Приходные накладные, платежные поручения.
- Все документы, которые есть на товар: паспорт, сертификат качества, техническое описание, схемы и т.д.
- Если экспортером является производитель – отчет о затратах на производство.
- Если товар был произведен в Украине – сертификат о его происхождении (СТ-1).
- Если товар был приобретен в другом государстве – договор о его покупке.
- Упаковочный лист.
- Свидетельство о таможенном обеспечении (если товар экспортируется таким образом).
- Книжка МДП (при наличии).
Некоторые категории товара требуют сбора дополнительных документов. К примеру, фитосанитарное, экологическое, санитарно-эпидемиологическое, ветеринарное освидетельствование. Чтобы получить более детальную информацию, нужно уточнить код классификации экспортируемых из Украины позиций. Еще 1 важный нюанс – копии документов обязательно должны быть заверены печатью организации.
Частые вопросы и сложности при оформлении экспорта в Европу
Организация экспортных перевозок – трудоемкий и сложный процесс. Если во время оформления были допущены ошибки, товар может простаивать на границе в течение долгого времени. Это влечет за собой убытки в крупных размерах. Поэтому, прежде чем приступить к экспортному оформлению, нужно обратить внимание на следующие нюансы:
- Нуждается ли товар в получении сертификата по нормам национальной сертификации УкрСЕПРО.
- Нужно ли подтверждать качество товара с помощью декларации о соответствии.
- Требуется ли лицензия на вывозимые позиции.
- Обязательно нужно иметь контакты покупателя (помимо подписанного контракта), т.к. таможенные инспекторы этим интересуются.
- Важно до начала реализации экспорта уточнить все нюансы и требования для данной категории товара. Например, получить сертификат и лицензию на позицию проще до того, как начались таможенные манипуляции.
Способы упрощения экспортного оформления
Самый важный этап – подготовка документов. Лучше выделить на предприятии отдельную должность для специалиста, который будет заниматься бумагами и контролировать этот вопрос.
Но если такого сотрудника нет, то стоит обратиться за помощью в частную организацию, например такую как ZAMMLER, где опытные специалисты окажут профессиональную помощь:
- разработают базовый пакет документов для начала экспорта;
- подготовят все бумаги для экспортного оформления товара;
- разработают оптимальный логистический маршрут для перевозки;
- найдут варианты, как оптимизировать затраты;
- проконтролируют все этапы работы, помогут в процессе таможенного оформления.
Чтобы правильно организовать таможенное оформление, нужно знать все тонкости постоянно меняющегося украинского законодательства. Это позволит качественно и быстро осуществлять любые внешнеэкономические операции.