Маневренный F-16 Falcon – самый массовый самолет на военной службе на сегодняшний день, и он может похвастаться превосходными боевыми показателями. Но однодвигательный истребитель 40-летней давности, который должен оставаться на военной службе в США до 2048 года, должен будет развиваться, чтобы сохранить свое преимущество в мире, где истребители-невидимки, ракеты большой дальности и более новые истребители четвертого и пятого поколения с более мощными датчиками становятся все более распространенными. Об этом пишет иностранный портал National Interest, перевод статьи представлен изданием discover24.ru.

Важный шаг в этом направлении произошел 9 января, когда предприятие в Балтиморе завершило установку новых мощных радаров с масштабируемым гибким лучом AN/APG-83 (SABR), которые поместились в носовые обтекатели 72 самолетов F-16C и D Национальной гвардии.

APG-83 на 85 процентов основан на радаре APG-81, установленном в новейших истребителях-невидимках F-35, но уменьшенных размеров для обеспечения доступности и совместимости с F-16.

В отличие от заменяемых импульсных доплеровских радаров APG-68, SABR представляет собой радар с активной электронно-сканируемой решеткой, обладающий превосходным разрешением, помехоустойчивостью и скрытностью по сравнению с радарами противника. Он имеет максимальную теоретическую дальность 370 км (по сравнению с 296 км), а также может выполнять сканирование поверхности на большой площади.

ВВС США уже заказали по меньшей мере 372 дополнительных APG-83 за 1 миллиард долларов (2,7 миллиона долларов каждый) для модернизации дополнительных эскадрилий F-16. Новые радары будут также установлены на F-16s в Бахрейне, Греции, Индонезии, Корее, Марокко, Сингапуре, и особенно на Тайване, и были предложены для установки на бомбардировщики B-1 и B-52 и истребители FA-18C/D Hornet.

Угроза крылатых ракет

Поскольку в воздушных боях исторически выигрывала сторона, которая первой обнаруживает и поражает противника, радары значительно улучшат летальность и живучесть F-16 по сравнению с современными истребителями четвертого и пятого поколения, такими как Су-35 и J-11D, которые могут похвастаться собственными мощными сенсорами.

Но когда Северное командование вооруженных сил США опубликовало Совместную срочную оперативную потребность в радарах, оно имело в виду конкретную угрозу – крылатые ракеты наземного нападения большой дальности, приближающиеся через арктический вектор.

США потратили десятки миллиардов долларов на разработку средств защиты от баллистических ракет, которые могут преодолевать межконтинентальные расстояния с невероятно высокой скоростью.

Для сравнения, низколетящие крылатые ракеты наземного нападения намного медленнее, чем баллистические, и обычно требуют, чтобы самолет или судно доставили в зону досягаемости для поражения целей в Северной Америке.

Но крылатые ракеты способны к маневрам уклонения и их можно обнаружить только на гораздо меньших дальностях, чем баллистические, из-за их меньшей радиолокационной сигнатуры и способности маскироваться кривизной земли от радаров дальнего действия.

Медленные, низколетящие боевые дроны или дроны-камикадзе также создают проблемы обнаружения, аналогичные проблемам с крылатыми ракетами, хотя в настоящее время их используют только в качестве тактического оружия или оружия регионального диапазона.

Драматическая иллюстрация «низкой и медленной» угрозы появилась летом 2019 года, когда иранские дроны-камикадзе и крылатые ракеты с воздушным зондом проникли через систему ПВО Саудовской Аравии и нанесли удар по двум нефтяным месторождениям, что на короткое время нанесло ущерб добыче нефти в королевстве.

Однако запрос северного командования на РЛС APG-83 был вместо этого вызван опасениями стратегических атак на Северную Америку, в частности, из-за разработки Россией крылатой ракеты воздушного базирования Х-101, дальность которой, как сообщается, составляет примерно 4,8 тыс. км. Ее могут нести дальние турбовинтовые бомбардировщики Ту-95МС, сверхзвуковые реактивные бомбардировщики Ту-160 и Ту-22М3М и даже истребители-бомбардировщики Су-34. Кроме того, Х-101 и его ядерный вариант Х-102 – это ракеты-невидимки, которые становятся видимыми на радаре только на близком расстоянии.

Заявление по Northrop Grumman намекает на то, как SABR мог бы помочь в этом контексте: «Большая полоса пропускания, скорость и маневренность APG-83 позволяет F-16 обнаруживать, отслеживать и идентифицировать большее количество целей быстрее и на большей дальности. Кроме того, он оснащен всепогодным радиолокационным картированием с высоким разрешением с синтезированной апертурой, чтобы предоставить пилоту большое изображение поверхности для более точного определения цели и нанесения удара по сравнению с традиционными системами».

Повышенное разрешение APG-83 и возможность сканирования большой площади вниз должны, таким образом, улучшить шансы F-16 на обнаружение и поражение низколетящих дронов и ракет.

Теперь, если оставить в стороне все эти преимущества, по-видимому, остается пробел в том, как будет реализована роль F-16 в борьбе с крылатыми ракетами, а именно, как будет сформирована цепочка поражения против стратегической атаки крылатыми ракетами?

Даже пользуясь радаром AN/APG-83, F-16 все еще может уловить небольшую низколетящую крылатую ракету, только когда она находится на расстоянии в десятки километров, а не сотни. Это означает, что для задач ПВО, охраняющих большие участки воздушного пространства, какая-то другая платформа должна обнаруживать ракету, или, по крайней мере, самолет или судно, запускающее ракету, чтобы патрулирующий F-16 мог знать, где сосредоточить поиск.

Когда APG-83 был впервые запрошен, JLENS было предложено использовать аэростаты для создания свободной сети раннего предупреждения, но эта программа была фактически отменена в 2015 году. Возможно, будущая наземная система Advanced Battlefield Management System ВВС США принесет больше пользы.

Тем не менее, нет никаких сомнений в том, что радар SABR значительно повышает эффективность F-16 по мере того, как он приближается к последней трети срока службы в середине 21 века, и особенно повышает его потенциал против крылатых ракет и дронов, двух технологий, ранее зарезервированных сверхдержавам времен холодной войны, которые сегодня быстро распространяются по всему миру и играют все большую роль в малых и больших войнах.

В сопутствующей статье рассматривается еще один фрагмент головоломки в эволюции F-16 в 21 веке: проверка того, насколько дешевые ракеты с лазерным наведением могут позволить истребителям ВВС сбивать большое количество вражеских ракет или беспилотников с большой дистанции и при более низкой стоимости.

Вам может понравиться

Около 260 российских бизнесменов перешли на новый режим налогообложения КИК

В 2020 году Владимир Путин объявил новый налоговый режим, которым могут воспользоваться россияне, задекларировавшие контролируемые иностранные компании (КИК). К ним относятся организации, где как минимум 25% принадлежат резидентам из России.

“Коммунисты России” предложили выплачивать женщинам 13-ю зарплату на 8 марта

Партия «Коммунисты России» выдвинула предложение, согласно которому все работодатели будут обязаны платить своим сотрудницам 13-ю зарплату к 8 марта. Согласно заявлению председателя партии Максима Сурайкина, данная мера социальной поддержки является

NASA запретило российским космонавтам проводить ремонт на борту МКС

Американское космическое агентство запретило проведение ремонтных работ на МКС силами российских космонавтов. Как сообщается, в переходном модуле «Звезда» на МКС образовалась трещина. Российские космонавты решили предотвратить её расширение путём просверливания
Погода в России: