Маневренный F-16 Falcon – самый массовый самолет на военной службе на сегодняшний день, и он может похвастаться превосходными боевыми показателями. Но однодвигательный истребитель 40-летней давности, который должен оставаться на военной службе в США до 2048 года, должен будет развиваться, чтобы сохранить свое преимущество в мире, где истребители-невидимки, ракеты большой дальности и более новые истребители четвертого и пятого поколения с более мощными датчиками становятся все более распространенными. Об этом пишет иностранный портал National Interest, перевод статьи представлен изданием discover24.ru.

Важный шаг в этом направлении произошел 9 января, когда предприятие в Балтиморе завершило установку новых мощных радаров с масштабируемым гибким лучом AN/APG-83 (SABR), которые поместились в носовые обтекатели 72 самолетов F-16C и D Национальной гвардии.

APG-83 на 85 процентов основан на радаре APG-81, установленном в новейших истребителях-невидимках F-35, но уменьшенных размеров для обеспечения доступности и совместимости с F-16.

В отличие от заменяемых импульсных доплеровских радаров APG-68, SABR представляет собой радар с активной электронно-сканируемой решеткой, обладающий превосходным разрешением, помехоустойчивостью и скрытностью по сравнению с радарами противника. Он имеет максимальную теоретическую дальность 370 км (по сравнению с 296 км), а также может выполнять сканирование поверхности на большой площади.

ВВС США уже заказали по меньшей мере 372 дополнительных APG-83 за 1 миллиард долларов (2,7 миллиона долларов каждый) для модернизации дополнительных эскадрилий F-16. Новые радары будут также установлены на F-16s в Бахрейне, Греции, Индонезии, Корее, Марокко, Сингапуре, и особенно на Тайване, и были предложены для установки на бомбардировщики B-1 и B-52 и истребители FA-18C/D Hornet.

Угроза крылатых ракет

Поскольку в воздушных боях исторически выигрывала сторона, которая первой обнаруживает и поражает противника, радары значительно улучшат летальность и живучесть F-16 по сравнению с современными истребителями четвертого и пятого поколения, такими как Су-35 и J-11D, которые могут похвастаться собственными мощными сенсорами.

Но когда Северное командование вооруженных сил США опубликовало Совместную срочную оперативную потребность в радарах, оно имело в виду конкретную угрозу – крылатые ракеты наземного нападения большой дальности, приближающиеся через арктический вектор.

США потратили десятки миллиардов долларов на разработку средств защиты от баллистических ракет, которые могут преодолевать межконтинентальные расстояния с невероятно высокой скоростью.

Для сравнения, низколетящие крылатые ракеты наземного нападения намного медленнее, чем баллистические, и обычно требуют, чтобы самолет или судно доставили в зону досягаемости для поражения целей в Северной Америке.

Но крылатые ракеты способны к маневрам уклонения и их можно обнаружить только на гораздо меньших дальностях, чем баллистические, из-за их меньшей радиолокационной сигнатуры и способности маскироваться кривизной земли от радаров дальнего действия.

Медленные, низколетящие боевые дроны или дроны-камикадзе также создают проблемы обнаружения, аналогичные проблемам с крылатыми ракетами, хотя в настоящее время их используют только в качестве тактического оружия или оружия регионального диапазона.

Драматическая иллюстрация «низкой и медленной» угрозы появилась летом 2019 года, когда иранские дроны-камикадзе и крылатые ракеты с воздушным зондом проникли через систему ПВО Саудовской Аравии и нанесли удар по двум нефтяным месторождениям, что на короткое время нанесло ущерб добыче нефти в королевстве.

Однако запрос северного командования на РЛС APG-83 был вместо этого вызван опасениями стратегических атак на Северную Америку, в частности, из-за разработки Россией крылатой ракеты воздушного базирования Х-101, дальность которой, как сообщается, составляет примерно 4,8 тыс. км. Ее могут нести дальние турбовинтовые бомбардировщики Ту-95МС, сверхзвуковые реактивные бомбардировщики Ту-160 и Ту-22М3М и даже истребители-бомбардировщики Су-34. Кроме того, Х-101 и его ядерный вариант Х-102 – это ракеты-невидимки, которые становятся видимыми на радаре только на близком расстоянии.

Заявление по Northrop Grumman намекает на то, как SABR мог бы помочь в этом контексте: «Большая полоса пропускания, скорость и маневренность APG-83 позволяет F-16 обнаруживать, отслеживать и идентифицировать большее количество целей быстрее и на большей дальности. Кроме того, он оснащен всепогодным радиолокационным картированием с высоким разрешением с синтезированной апертурой, чтобы предоставить пилоту большое изображение поверхности для более точного определения цели и нанесения удара по сравнению с традиционными системами».

Повышенное разрешение APG-83 и возможность сканирования большой площади вниз должны, таким образом, улучшить шансы F-16 на обнаружение и поражение низколетящих дронов и ракет.

Теперь, если оставить в стороне все эти преимущества, по-видимому, остается пробел в том, как будет реализована роль F-16 в борьбе с крылатыми ракетами, а именно, как будет сформирована цепочка поражения против стратегической атаки крылатыми ракетами?

Даже пользуясь радаром AN/APG-83, F-16 все еще может уловить небольшую низколетящую крылатую ракету, только когда она находится на расстоянии в десятки километров, а не сотни. Это означает, что для задач ПВО, охраняющих большие участки воздушного пространства, какая-то другая платформа должна обнаруживать ракету, или, по крайней мере, самолет или судно, запускающее ракету, чтобы патрулирующий F-16 мог знать, где сосредоточить поиск.

Когда APG-83 был впервые запрошен, JLENS было предложено использовать аэростаты для создания свободной сети раннего предупреждения, но эта программа была фактически отменена в 2015 году. Возможно, будущая наземная система Advanced Battlefield Management System ВВС США принесет больше пользы.

Тем не менее, нет никаких сомнений в том, что радар SABR значительно повышает эффективность F-16 по мере того, как он приближается к последней трети срока службы в середине 21 века, и особенно повышает его потенциал против крылатых ракет и дронов, двух технологий, ранее зарезервированных сверхдержавам времен холодной войны, которые сегодня быстро распространяются по всему миру и играют все большую роль в малых и больших войнах.

В сопутствующей статье рассматривается еще один фрагмент головоломки в эволюции F-16 в 21 веке: проверка того, насколько дешевые ракеты с лазерным наведением могут позволить истребителям ВВС сбивать большое количество вражеских ракет или беспилотников с большой дистанции и при более низкой стоимости.