Инаугурация президента Джо Байдена представляет собой новую высшую точку для демократов, которые взяли под свой контроль Конгресс и изгнали Дональда Трампа из Белого дома.

Впервые, за более чем десятилетие, республиканцы оставляют Вашингтон, где демократы контролируют Белый дом и Конгресс, приспосабливаясь к эпохе ослабления власти, глубокой неопределенности и внутренней вражде.

Переход к статусу меньшинства всегда труден, что вызывает споры о том, кто виноват в проигрыше на последних выборах. Но этот процесс особенно интенсивен, поскольку республиканцы сталкиваются с серьезными вопросами о том, за что выступает партия без Дональда Трампа .

За последние четыре года ценности Республиканской партии были неумолимо привязаны к прихотям президента, который регулярно подрывал демократические институты и променял давнюю приверженность партии фискальной дисциплине, сильной внешней политике и верховенству закона на дерзкий и непоследовательный популизм. Теперь партия стоит перед выбором: продолжать ли двигаться в этом направлении, как того требуют многие из самых лояльных сторонников Трампа, или наметить новый курс.

Губернатор Мэриленда Ларри Хоган, один из немногих республиканских избранных должностных лиц, регулярно осуждающих трампизм, напомнил в свое время президенту Рональду Рейгану, что этот момент «время выбора».

«Мы должны решить, будем ли мы продолжать идти по пути Дональда Трампа или вернемся к своим корням», – сказал Хоган, потенциальный претендент на роль Белого дома в 2024 году.

«Партия была бы намного лучше, если бы очистила себя от Дональда Трампа», – добавил он. «Но я не думаю, что есть какая-то надежда на его полное исчезновение».

Продолжит ли партия курс Д. Трампа, может зависеть от того, что сделают республиканцы, такие как сенатор от Техаса Тед Круз.

Круз неделями повторял безосновательные заявления Трампа о фальсификациях на выборах, которые помогли спровоцировать смертельный бунт в Капитолии США. Представители республиканских избирательных комиссий в нескольких штатах на полях сражений, в которых участвовал президент Джо Байден, заявили, что выборы были честными. Претензии Трампа были решительно отклонены в судах, в том числе судьями, назначенными Трампом.

Круз в среду признал победу Байдена, но отказался, когда на него оказали давление, назвать ее законной.

«Он выиграл выборы. Он президент. Я только что приехал с его инаугурации, – сказал Круз в интервью.

Заглядывая вперед, Круз сказал, что Трамп останется важной частью политического диалога, но что Республиканская партия должна отказаться от вызывающих разногласия «языка, тона и риторики», которые отталкивали избирателей из пригородов, особенно женщин, на недавних выборах.

«Президент Трамп, безусловно, продолжит излагать свои взгляды, и они будут продолжать оказывать реальное влияние, но я думаю, что страна, идущая вперед, хочет, чтобы политика работала, и я думаю, что как партия, мы должны работать лучше, выигрывая сердца и умы », – сказал Круз, который также рассматривает возможность баллотироваться в Белый дом.

После бунта в Капитолии, 6 января, небольшая, но заметная фракция известных республиканцев занимает более жесткую позицию против Трампа или пытается дистанцироваться от него.

Главный республиканец в Сенате Митч МакКоннелл накануне инаугурации заявил, что толпа сторонников Трампа, штурмовавшая Капитолий, была «спровоцирована президентом». Даже Майк Пенс, вице-президент Трампа и долгое время считавшийся его самым преданным сторонником поддержки, пропустил церемонию отъезда Трампа, чтобы присутствовать на инаугурации Байдена.

Трамп уехал в свой клуб в Южной Флориде, где нанял небольшую группу бывших помощников Белого дома, которые будут работать в двухэтажном гостевом доме на территории Мар-а-Лаго. Помимо советников в Вашингтоне, Трамп будет иметь доступ к хорошо финансируемому комитету политических действий, Save America PAC, который, вероятно, унаследует десятки миллионов долларов пожертвований, которые попали в его предвыборную казну после его поражения на выборах.

Те, кто близок к Трампу, полагают, что в ближайшем будущем он «уйдет» из новостного мэйнстрима, поскольку он сосредоточится на своем предстоящем судебном процессе по импичменту за разжигание беспорядков. Ожидается, что после этого он появится снова, вероятно, дав интервью средствам массовой информации и найдя новый источник в социальных сетях после потери своего мощного мегафона в Twitter.

Пока его планы только формируются, ожидается, что Трамп останется политически активным, в том числе будет пытаться отомстить, поддерживая основные вызовы республиканцам, которые, по его мнению, презирали его в последние дни его президентства. Он по-прежнему оставляет открытой дверь для другой президентской кампании в 2024 году. Некоторые друзья считают, что он может даже участвовать с выдвижением в качестве стороннего кандидата, что сильно раскололо бы и без того расколотую Республиканскую партию.

Трамп дал клятву, покидая Белый дом в последний раз в качестве президента: «Мы вернемся в той или иной форме».

Многие в Республиканской партии продолжают продвигать теории заговора, поддерживают белый национализм и, прежде всего, почитают голос Трампа.

Сторонники Трампа в таких штатах, как Мичиган, Пенсильвания и Вайоминг, выразили возмущение и разочарование по поводу 10 республиканцев, проголосовавших вместе с демократами за импичмент Трампа на прошлой неделе. Один из них, представитель штата Мичиган Питер Мейер, сказал, что купил бронежилеты, чтобы защитить себя от волны угроз со стороны сторонников Трампа.

В Вайоминге председатель Республиканской партии штата Фрэнк Иторн на этой неделе поднял вопрос о возможности отделения и раскритиковал представителя Вайоминга Лиз Чейни, еще одного республиканца, поддержавшего импичмент Трампа.

«Республиканский национальный комитет рассматривает президента Трампа как лидера нашей партии в будущем… (государство-участник) соглашается », – сказал Иторн, отметив, что Трамп «представляет вечные принципы », которые отстаивают государство и национальная республиканская партия.

Согласно Гэллапу, Трамп покинул свой пост с рейтингом одобрения 34%, что является самым низким показателем за время его президентства, но подавляющее большинство республиканцев, 82%, одобряют его работу. Даже когда некоторые пытаются двигаться дальше, неизменная популярность Трампа в среде Республиканской партии гарантирует, что он останется политической силой.

Несмотря на многочисленные проблемы Республиканской партии, они повторно займут большинство  в одной или обоих палатах Конгресса на промежуточных выборах в следующем году. С середины 2006 года партия в Белом доме потеряла в среднем 37 мест. В настоящее время демократы обладают 10-местным большинством в Палате представителей, и они связаны с республиканцами в Сенате.

Хоган, губернатор Мэриленда, сказал, что республиканская партия, возможно, находится на одном из самых низких уровней за всю историю, но отметил, что Рейган вернул себе Белый дом республиканцам всего через шесть лет после того, как президент Ричард Никсон был вынужден уйти в отставку с позором.

«Очевидно, у (Трампа) все еще есть контроль над довольно хорошей частью республиканской базы, но есть очень много людей, которые боялись высказываться в течение четырех лет – в отличие от меня – которые теперь начинают высказываться,» – Сказал Хоган.

И все же впереди еще много препятствий. Первичные вызовы могут привести к тому, что в следующем году у партии появятся кандидаты в Конгресс, которые будут еще более правыми, что потенциально может поставить под угрозу контроль Республиканской партии в выборах, которые в противном случае они могли бы выиграть.

Более того, республиканцы Сената, включая МакКоннелла, пытаются решить, стоит ли осуждать Трампа за тяжкие преступления и проступки, как об этом говорилось в импичменте Палаты представителей на прошлой неделе. В конечном итоге Сенат может проголосовать за запрет Трампу когда-либо снова занимать свой пост.

«Я надеюсь, что республиканцы не будут участвовать в этой мелкой, мстительной, окончательной атаке, направленной на президента Трампа», – сказал Круз. «Мы должны просто двигаться дальше».

Таким образом, эффект «Трампа» будет еще долго отзываться в политической повестке США.