Глобальная гонка за вакциной от нового коронавируса перешла на уровень рынков после того, как неделей ранее Россия объявила об одобрении первой в мире вакцины против COVID-19, а вскоре после этого США объявили о закупке еще 100 миллионов доз вакцины-кандидата местного производства, что демонстрирует опасения администрации Трампа по поводу действий России.

Китайские эксперты предполагают, что этот шаг будет большим скачком, свидетельствующим о том, что люди переходят от исследований и разработок вакцины COVID-19, к выпуску ее на рынок, что заставит страны ускорить свои темпы, в то время как пандемия еще не взята под контроль.

В настоящее время основными игроками гонки за вакциной являются Китай, США, Россия и некоторые европейские страны. Плюс-минус каждая одинаково занималась исследованиями и разработкой вакцины против COVID-19, и Китай, скорее всего, станет вторым после России лидером, отмечают эксперты.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), количество подтвержденных случаев COVID-19 в мире превысило 22 миллиона.

Наряду с объявлением об одобрении, российские официальные лица также сообщили, что они получили заказы из 20 стран на более чем миллиард доз, и что Россия готова производить 500 миллионов доз вакцины, векторной вакцины против аденовируса, в год для пяти страны. Однако западные ученые и политики выражают обеспокоенность из-за вакцины, поскольку не было опубликовано экспериментальных данных, подтверждающих ее безопасность и эффективность.

Энтони Фаучи, директор Национального института аллергии и инфекционных заболеваний США (NIAID), сказал, что он серьезно сомневается в том, что Россия «на самом деле окончательно доказала, что вакцина безопасна и эффективна».

На брифинге министр здравоохранения и социальных служб США Алекс Азар раскритиковал российскую вакцину за то, что она «непрозрачна», поскольку данные первых испытаний не были опубликованы.

Российские официальные лица ранее сообщили, что готовят экспериментальные данные о вакцине и планируют выпустить для экспертной оценки в августе. В сообщении Reuters также указано, что сверхбыстрое одобрение может означать, что потенциальные побочные эффекты вакцины не будут выявлены, отмечают британские эксперты.

Китайские исследователи, с которыми пообщалось издание Global Times, признали, что судить о безопасности и эффективности без данных невозможно, но они отметили, что, поскольку технология разработки и производства векторной вакцины от аденовируса, успешна, вероятно, что Россия добьется успеха, что станет важно в мировом значении.

Процедура утверждения вакцины аналогична в большинстве стран: до официального утверждения необходимо получить в общей сложности результаты трехфазных клинических испытаний, чтобы максимизировать эффективность и безопасность вакцины, отмечает Тао Лина, эксперт по вакцинам из Шанхая.

Текущие ускоренные темпы развития России могут быть связаны с их сильной обеспокоенностью по поводу обострения эпидемии грядущей зимой. По словам Тао, это может поставить под угрозу эффективность вакцины, но ее безопасность по-прежнему будет оставаться на высоком уровне, хотя данные об испытаниях второй фазы не публиковались.

По словам Тао, возможный успех вакцины, разработанной в России, станет огромным толчком для всего мира и прорывом для вакцины против нового коронавируса, которая еще не представлена на рынке.

Аналитики отметили, что помимо научных озабоченностей, шумиха западных СМИ о безопасности и эффективности российской вакцины в большей степени обусловлена политическими соображениями и защитой их собственных отечественных производителей.

После того, как Россия объявила об одобрении, позже в тот же день, президент США Дональд Трамп заявил, что правительство США закупит 100 миллионов доз экспериментальной вакцины против коронавируса у компании Moderna.

Согласно последней сделке, правительство США потратило 9,4 миллиарда долларов на заказ 700 миллионов доз вакцины от COVID-19 у пяти компаний: Moderna, GlaxoSmithKline и Sanofi, Pfizer, Novavax, Johnson & Johnson и AstraZeneca.

По прогнозам китайских экспертов, все больше стран ускорит разработку и продвижение своих вакцин-кандидатов, предупреждая при этом о слепой конкуренции и подчеркивая необходимость упора на безопасность и эффективность.

Готовность к производству

ВОЗ объявила, что шесть кандидатов на вакцину COVID-19, в том числе три из Китая: Sinovac, Уханьского института биологических продуктов/Sinopharm и Пекинского института биологических продуктов/Sinopharm, вступили в третью фазу испытаний. Остальные три представлены Оксфордским университетом/AstraZeneca в Великобритании, Moderna/NIAID и BioNTech/Fosun Pharma/Pfizer из США.

По данным ВОЗ, в общей сложности 168 вакцин-кандидатов по всему миру испытываются в той или иной форме, 28 из них проходят клинические испытания.

По словам экспертов, вероятность того, что Китай станет следующим игроком, выпустившим свою вакцину на рынок, высока, и произойдет это скоро.

«Учитывая текущий прогресс исследований вакцины в Китае, страна имеет все необходимое для коммерциализации продукта, поскольку испытания третьей фазы показали состоятельность технологии», – рассказывает Ян Чжаньцю, заместитель директора отдела биологии патогенов.

«Разработанная в Китае вакцина, вероятно, выйдет на рынок с опережением графика, к концу года», – заявил Тянь Хунцзянь, директор Китайской ассоциации медицинских биотехнологий.

По данным Министерства промышленности и информационных технологий Китая (MIIT), по состоянию на 23 июля 13 предприятий в Китае начали строительство сборочных линий для производства вакцин против COVID-19, а девять китайских предприятий получили разрешение регулирующих органов на начало клинических испытаний вакцины.

Несмотря на понимание того, что Россия пытается решить проблему утверждения вакцины в кратчайшие сроки, китайские компании вряд ли пойдут по такому же пути, поскольку страна эффективно взял под контроль внутреннюю эпидемию, предоставив достаточно времени ученым для обеспечения безопасности и эффективности.

«Наши производственные мощности готовы дождаться результатов последнего этапа клинических испытаний и одобрения правительства перед массовым производством», – заявили в China National Biotec Group (CNBG), которая ранее в этом месяце объявила о производстве инактивированной вакцины COVID-19, прошедшей государственную экспертизу.

Предполагается, что цех будет производить 110 миллионов доз в год, в то время как другой цех CNBG в Ухане может производить 100 миллионов доз.

Американский производитель лекарств Pfizer и его немецкий партнер BioNTech также объявили о выпуске своей вакцины-кандидата к октябрю.

Другой кандидат, разработанный американским производителем лекарств Moderna, также, по оценкам, будет выведен на рынок к концу этого года с годовым производством, 500 миллионов доз и, возможно, 1 миллиард доз в 2021 году.

Предварительно разделенный рынок

Конкуренция на рынке COVID-19 началась давно, в начале стадии исследований и разработки. Страны с низким развивающимся экономическим потенциалом также пытаются обеспечить себе позицию, участвуя в клинических испытаниях.

В дополнение к крупным инвестициям в разработку вакцины против COVID-19 китайское правительство заявило в июне, что планирует вливание 20 млн долларов в Альянс вакцин GAVI на период 2021-25 годов.

Две китайские фирмы: CanSino Biologics Inc и Walvax Biotechnology Co, и американская Johnson & Johnson подписали сделки с Мексикой о проведении поздних клинических испытаний вакцин против COVID-19, сообщило Министерство иностранных дел Мексики. Пекинская компания Sinovac Life Sciences Corp начала клинические испытания в Бразилии и Индонезии.

Эксперты заявили, что будущая вакцина, разработанная в Китае, будет в основном закупаться азиатскими странами и некоторыми странами Латинской Америки, у которых присутствует аналогичное секвенирование генома коронавируса или есть сотрудничество с Китаем в исследованиях и разработках вакцины. В частности, речь идет о Бразилии и Мексике.

Россия не раскрыла двадцатку стран, заказавших вакцину, но, по оценкам экспертов, в основном это страны Центральной Азии и Ближнего Востока.

Кандидаты, сделанные в США, Великобритании и Германии, согласно подсчетам AFP, в основном заказывались европейскими странами, США и Японией.

«Страны, обладающие собственными возможностями в области исследования, разработки и производства, вряд ли будут закупать импортные вакцины в больших количествах, учитывая внутренний рынок», – отметил Хунцзянь.

Согласно отраслевому отчету Essence Securities, спрос на вакцину COVID-19 среди 1,4-миллиардного населения Китая достигнет 1,68-2,24 миллиарда доз при уровне вакцинации 60-80 процентов, каждому человеку необходимо сделать две прививки.

По словам Янга, по сравнению с предсказуемой прибылью после того, как вакцина будет выпущена на рынок, предыдущие инвестиции не так уж велики.

Если предположить, что средняя цена покупки и хранения вакцины составляет 20 юаней за прививку, то объем внутреннего рынка достигнет 33,6-44,8 млрд юаней, при расчетах по чистой процентной ставке в 50 процентов соответствующая маржа прибыли составляет 16,8-22,4 млрд юаней.

Согласно отчету, прибыль китайских вакцин на зарубежных рынках оценивается в 5-7,5 миллиардов юаней при прогнозе, что эти вакцины будут в основном экспортироваться в страны с недостаточно развитой экономикой.