В течение многих лет инженеры обещают, что в ближайшем будущем автомобили будут управляться автоматически, а у водителей и пассажиров будет время спокойно полистать Twitter или посмотреть Netflix, стоя в пробке.

Этой мечте, формально известной как автономия 5-го уровня, вероятно, еще не скоро удастся стать реальностью. Однако генеральный директор Tesla Илон Маск считает, что все ближе, чем кажется.

В видеообращении, записанном к открытию ежегодной Всемирной конференции по искусственному интеллекту (WAIC) в Шанхае, Маск заявил, что уверен, что Tesla сможет обеспечить базовую автономию 5-го уровня в своих автомобилях уже в этом году.

«Я уверен, что 5-й уровень или практически полная автономия будет доступен в ближайшем будущем», – отметил Маск в видео. «Я по-прежнему уверен, что в этом году у нас будет базовый функционал для ее достижения».

Эта новость появилась после того, как Tesla добилась огромных успехов на азиатском рынке, продав к 15 июня в Китае почти 15 тыс. автомобилей Model 3, что на 35% больше по сравнению с предыдущим месяцем.

Один из ключевых моментов продажи автомобиля – футуристическая функция автопилотирования. Уже почти пять лет Tesla предлагает пакет «Полное автопилотирование», но, хотя технологии компании прошли долгий путь, водителям по-прежнему приходится следить за дорогой со светящимся символом на приборной панели, напоминающим им, чтобы они положили руки на руль, пока система включена.

В апреле Tesla выпустила функцию «Управление светофорами и стоп-сигналами», которая позволяет транспортным средствам компании самостоятельно перемещаться по сложным перекресткам, учитывая знаки остановки и светофоры.

Но когда удастся полностью убрать руки с руля? Маск не уточнил, что он имел в виду под «базовой функциональностью». Как указывает издание Electrek, Tesla все равно необходимо будет серьезно усовершенствовать систему для 5-го уровня функциональности.

Кажется, и сам Маск знает об этом.

«Я думаю, что для достижения 5-го уровня нет принципиальных проблем», – отметил Маск в видео – «есть много мелких».

Он добавил, что будущие итерации «смогут справиться с подавляющим большинством ситуаций».

«Нет ничего более сложного и странного, чем реальный мир», – признался генеральный директор Tesla.

Системы искусственного интеллекта, используемые в технологиях автопилотирования, имеют ограничения, не только связанные с программным обеспечением, но и с аппаратным. По словам Маска, Tesla работает над системами тепловыделения и охлаждения, чтобы в ближайшем будущем серьезно обновить компьютеры в автомобилях.

Потребителям также придется приспособиться к реалиям полной автономии. И этот процесс потребует серьезного доверия.

Функция «Автопилот» Tesla замешана во многих авариях, некоторые из которых закончились смертельным исходом. В последнем инциденте владелец тайваньской Model 3 предположительно включил эту функцию прямо перед тем, как врезаться в перевернутый грузовой прицеп.

Другие ключевые игроки, в том числе автопилотируемые автомобили Lyft, также присматриваются к пятому уровню, фактически, само подразделение называется «Уровень 5». Недавно компания возобновила испытания своих автомобилей на общественных дорогах в Калифорнии после длительного перерыва, вызванного коронавирусом.

Во время перерыва компания была вынуждена полагаться на компьютерное моделирование, чтобы научить свой ИИ, который должен самостоятельно определять, чего стоит ожидать на дорогах общего пользования. Об этом компания сообщила в своем блоге. По их словам, это плодотворное начинание, которое сократило необходимость тестирования физических транспортных средств с водителем на дорогах общего пользования «на несколько порядков».

Amazon также присматривается к технологии полноценного автопилота. Гигант электронной розничной торговли недавно приобрел автомобильный стартап Zoox с автопилотом за 1,2 миллиарда долларов. По словам инвесторов, это, скорее всего, заявка на очередные сдвиги в процессе доставки.

Разработку Google – Waymo часто называют лидером в гонке за автономию 5-го уровня, при этом большая часть поездок по дорогам общего пользования выполняется автономно. Самодельные минивэны компании уже поставляют продукты в Техасе. Флагманский продукт в Фениксе, штат Аризона, перевозит пассажиров из пункта А в пункт Б уже много лет.

Глобальная пандемия, возможно, сдвинула планы и практические задумки таких компаний, как Tesla и Waymo, но, возможно, в конечном итоге она также подчеркнула важность роботизированных конструкций. Без водителя за рулем риск распространения коронавируса существенно снижается.

То же самое относится и к автономным роботам-доставщикам, когда спрос на бесконтактные варианты доставки растет во время пандемии.

Но даже после того, как в 2020 году потребность в таких разработках, в том числе в полностью автономных автомобилях, будет возрастать, Маск, вероятно, смотрит в будущее с излишним оптимизмом.

«Ажиотаж превзошел реальность, но, честно говоря, он пошел намного быстрее, чем я мог бы себе представить», – рассказывает Bloomberg Гари Сильберг, партнер многонациональной сети профессиональных услуг KPMG. «Я имею в виду, это буквально как отправить кого-то на Луну. Настолько это сложно».

Тем временем Tesla, похоже, получает удовольствие от этой задачи. В апреле Маск возобновил свою работу над созданием миллиона машин «роботакси» к концу года, отметив, что «одобрение регулирующих органов является главной неизвестной переменной».