Группа ученых международного уровня, которой руководили представители Университета Мак-Мастера, обнаружила в Греции кое-что интересное. Они выяснили, что на острове Наксос неандертальцы и более ранние люди присутствовали 200 000 лет назад. Ранее считалось, что это было десятки тысяч лет позднее.

Результаты, опубликованные в журнале Science Advances, основаны на многолетних раскопках и ставят под сомнение современные представления о передвижении людей в регионе. Долгое время считалось, что он был недоступен и непригоден для жизни. Новое свидетельство заставляет ученых пересматривать маршруты, по которым, как полагалось ранее, путешествовали наши предки. Судя по всему, их переселение из Африки в Европу демонстрирует способность адаптироваться к новым экологическим вызовам.

«До недавнего времени эта часть мира считалась непригодной для наших предков, но новые результаты заставляют нас полностью переосмыслить историю средиземноморских островов», – говорит Тристан Картер, доцент кафедры антропологии в Университете Мак-Мастера и ведущий автор статьи. Он вел работу с Димитрисом Афанасулисом, главой археологического отдела в Кикладской инспекции древностей при Министерстве культуры Греции.

Уже давно известно, что охотники каменного века заселили материковую Европу более миллиона лет назад. При этом считалось, что фермеры пришли на острова в Средиземном море лишь 9 тыс. лет назад. Считалось, что только современному человеку Homo Sapiens было под силу построить суда для путешествия по морю.

Ученые полагали, что Эгейское море, отделяющее западную Анатолию (современная Турция) от континентальной Греции, было непреодолимой преградой для неандертальцев и более ранних гоминидов из-за отсутствия кораблей. Единственным очевидным путем становился сухопутный мост Фракии (юго-восточные Балканы).

Однако авторы материала уверены, что с Эгейским бассейном наши предки познакомились куда раньше. Ледниковый период предполагал снижение уровня моря. В результате появлялся сухопутный маршрут между континентами. А значит, древнее население могло отправиться к Стелиде. Кроме этого, существовал альтернативный маршрут для миграции из Африки в Европу.

Исследователи полагают, что регион привлекал ранних людей обилием сырья, из которого можно было делать инструменты, а также пресной водой.

Но одновременно с этим донеандертальской популяции пришлось столкнуться с новой и сложной средой, новыми животными, растениями и болезнями. Ко всему этому нужно было адаптироваться.

В своей работе команда детализировала свидетельства присутствия людей в Стелиде 200 000 лет назад. Ранние представители Homo Sapiens, неандертальцы и более ранние люди использовали местный камень (сланец) для изготовления своих инструментов и охотничьего оружия.

Множество научных данных, собранных на раскопках, дополняют продолжающиеся дебаты о важности прибрежных и морских маршрутов для передвижения людей. В то время как имеющиеся данные предполагают, что Эгейское море люди могли пересечь пешим маршрутом более 200 000 лет назад, авторы также указывают на возможность того, что неандертальцы могли создать примитивные корабли, чтобы передвигаться на короткие расстояния.

Это исследование является частью археологического проекта Stelida Naxos, в котором принимают участие ученые со всего мира. На данном участке раскопки ведутся с 2013 года.