Впервые в исследовании учеными были измерены уровни антиоксидантов у коммерчески доступных съедобных насекомых.

Разумеется, у большинства из них нет шести ног, а скорпионы, пауки и многоножки даже не являются насекомыми. Но для непредубежденных фанатов здоровья есть и хорошая новость: сверчки содержат 75 процентов антиоксидантной силы свежего апельсинового сока, а шелкопряд в два раза жирнее, чем оливковое масло.
Несмотря на неприятный внешний вид, насекомым требуется заметно меньше земли, воды и кислорода по сравнению со скотом, поэтому все, что положительным образом связано со съедобными насекомыми является хорошей новостью для планеты.

Смотрите, кто к нам приполз

Столкнувшись с тем, что человечество начало пожирать само себя и вести планету к гибели, Запад неохотно начал рассматривать жутких ползучих существ как более устойчивую альтернативу мясным и животным продуктам.

«По меньшей мере, 2 миллиарда человек – четверть населения мира – регулярно употребляют насекомых в пищу», – отмечает профессор Мауро Серафини, ведущий автор исследования, опубликованного в журнале Frontiers in Nutrition. «Остальным из нас потребуется небольшое ободрение, чтобы начать поступать схожим образом».

Серафини отмечает, что предоставление индивидуальных и немедленных стимулов может помочь потребителям сделать экологически правильный выбор. Вкус и имидж являются ключевыми факторами, но для многих здоровье также является неплохим мотиватором.

«Съедобные насекомые являются отличным источником белка, полиненасыщенных жирных кислот, минералов, витаминов и клетчатки. Но до сих пор никто не сравнивал их с классическими функциональными продуктами, такими как оливковое масло или апельсиновый сок, с точки зрения антиоксидантной активности».

По словам Серафини, антиоксидантная активность – это способность очищать свободные радикалы, которая обычно обозначает «суперпродукт». Однако этот плохо определенный термин нередко избегается исследователями.

Исследование

Эксперты протестировали ряд коммерчески доступных съедобных насекомых и беспозвоночных, используя различные меры антиоксидантной активности.

Несъедобные части, такие как крылья и жала, удалялись исследователями. Затем насекомых измельчали и у каждого вида извлекались две части: жир и все, что могло бы раствориться в воде.

Потом каждый экстракт проверялся на содержание и активность антиоксидантов.

«Для проведения сравнения, используя ту же самую установку, мы проверили антиоксидантную способность свежего апельсинового сока и оливкового масла – функциональных продуктов, которые, как известно, оказывают антиоксидантные эффекты на людей», – объясняет Серафини.

Первый рейтинг антиоксидантов у насекомых

Водорастворимые экстракты кузнечиков, шелкопрядов и сверчков показали самые высокие значения антиоксидантной способности – в пять раз выше, чем у свежего апельсинового сока – в то время как гигантская цикада, гигантские водяные клопы, черный тарантул и черные скорпионы показали незначительные значения.

«Существует четкая тенденция: у вегетарианцев заметно выше антиоксидантная способность», – отмечает Серафини.

Обратите внимание, что эти сравнения относятся к сухой, обезжиренной пыли от насекомых, которую немного сложнее проглотить, чем свежий апельсиновый сок. Несмотря на это, некоторые быстрые математические расчеты показывают, что при одном и том же разведении (88 процентов воды) кузнечики и шелкопряды будут иметь около 75 процентов антиоксидантной активности сока из апельсинов.

Интересно, что общее содержание полифенолов – основного источника антиоксидантной активности растительного происхождения – следовало одинаковой схеме у разных видов насекомых, но было намного ниже, чем у апельсинового сока.

«Эти результаты свидетельствуют о том, что помимо полифенолов антиоксидантная способность насекомых зависит также от других, пока неизвестных соединений», – добавляет Серафини.

Результаты по жиру насекомых тоже были впечатляющими.

«Жир из гигантских цикад и шелкопрядов показал антиоксидантную активность, вдвое превышающую соответствующий показатель у оливкового масла, в то время как черный тарантул, пальмовый червь и черные муравьи оказались в нижней части рейтинга».

Биодоступность

Ключевое сообщение группы: съедобные насекомые, такие как кузнечики и шелкопряды, являются богатым источником антиоксидантов.

«Высокое содержание антиоксиданта в пищевой матрице является основным условием для первого отбора новых продуктов питания с антиоксидантной активностью, так что мы получили многообещающие результаты».

Но остается вопрос: что это за антиоксиданты и работают ли они у людей?

«Эффективность пищи, богатой антиоксидантами, в естественных условиях в значительной степени зависит от биодоступности и наличия продолжающегося окислительного усилия. Поэтому наряду с выявлением других антиоксидантных соединений у насекомых нам необходимы специализированные интервенционные исследования для выяснения их антиоксидантного действия на человека.

«В будущем мы могли бы также адаптировать режим питания для выращивания насекомых, чтобы увеличить содержание антиоксидантов в них для последующего их потребления животными или людьми».