Согласно новому исследованию, проведенному в Университете штата Нью-Йорк в Бингемтоне, на качество вашего брака могут повлиять ваши гены.

Исследовательская группа во главе с доцентом психологии Бингемтонского университета Ричардом Мэттсоном оценила влияние разных генотипов (то есть, возможных генетических комбинаций) гена рецептора окситоцина (OXTR) на то, как супруги поддерживают друг друга – это считается ключевым фактором, определяющим общее качество брака. Ученые нацелились на OXTR, так как он связан с регулированием и высвобождением окситоцина, который является гормоном, связанным с чувством любви и привязанности. Окситоцин, возможно, также имеет отношение к социальному познанию и широкому спектру социального поведения.

«Предыдущие исследования намекали на то, что на качество брака, хоть и частично, но влияют генетические факторы, и что окситоцин может иметь отношение к социальной поддержке – критическому аспекту близких отношений партнеров. Однако мы являемся первыми, кто представил доказательства того, что различия в специфических генах, связанных с функционированием окситоцина, влияют на общее качество брака, отчасти по той причине, что они имеют отношение к тому, как партнеры поддерживают друг от друга», – отметил Мэттсон.

Исследовательская группа, в которую входили Мэтью Д. Джонсон и Николь Кэмерон из Бингемтона, набрала для проведения эксперимента 79 супружеских пар. Каждому из партнеров было предложено в индивидуальном порядке обсудить вопрос, связанный с чем-то, что они идентифицируют как свою наиболее заметную личную проблему, не имеющую отношения к его партнеру или семьей партнера (например, проблемы на работе).

Выбранные темы обсуждались в течение 10 минут, записывались, а затем кодировались для оценки предоставленной и полученной каждым партнером поддержки. Парам было также предложено отдельно ответить на несколько вопросов, включая указание того, как они оценивают качество поддержки во время предыдущего взаимодействия. В конце тестовой сессии у всех добровольцев были собраны образцы слюны для генотипирования.

Результаты исследования показывают, что определенные гены могут влиять на качество брака, воздействуя на важные реляционные процессы, но этот контекст формируется, когда определенные генотипы более или менее полезны для брака.

«Мы обнаружили, что различия в двух конкретных местах OXTR повлияли на наблюдаемое нами поведение как мужей, так и жен, и что эти различия в поведении между парами оказали небольшое, но усиливающее влияние на общие оценки поддержки и, следовательно, на качество брака в целом», – заявил Мэттсон.

«Однако генотипические изменения, сильнее всего влиявшие на общее качество брака, были в основном характерны только для мужей. При наличии у них определенного генотипа, который другие исследователи связывали с признаками социального дефицита, они оказывались менее удовлетворенными поддержкой, получаемой от своих жен, что в итоге ассоциировалось с меньшим удовлетворением браком», – добавил специалист.

Исследователи надеются, что их результаты послужат основой для репликации и дополнительного изучения OXTR как постоянной детерминанты функционирования брака, а также побудят ученых к более широкой оценке роли генетических факторов в межличностных процессах, важных для общего качества супружеской жизни.

«Гены имеют значение, когда дело доходит до качества брака, потому что они имеют отношение к тому, кем мы являемся как личности, а личностные характеристики могут напрямую влиять на брак», – добавил Мэттсон.

Статья «Связь гена рецептора окситоцина (OXTR) с качеством супружеской жизни через оценку социальной поддержки и восприимчивости партнера» была опубликована в «Журнале семейной психологии».