На юго-западе России обнаружены следы двух инициаций позднего бронзового века, на которых, по утверждению археологов, мальчики становились воинами, поедая собак и волков. Находки возрастом примерно 3900 и 3700 лет могут быть первыми археологическими доказательствами существования военных отрядов подростков, описанных в древних текстах.
Мальчики срубной культуры присоединялись к молодёжным военным отрядам, где символически становились собаками и волками, поедая собачье мясо, как утверждают Дэвид Энтони и Доркас Браун из американского колледжа Хартвик. Этот тип церемонии инициации совпадает с мифами из текстов, созданных 2000 лет назад индоевропейскими народами.
Эти мифы связывают собак и волков с молодёжными военными отрядами. По древним текстам, молодые воины брали имена в честь собак или волков, носили собачьи или волчьи шкуры, а в некоторых случаях ели собак во время инициации.
Но не все исследователи убеждены, что именно поэтому 64 собаки и волка были принесены в жертву на Красносамарской стоянке.
По индоевропейской мифологии, люди позднего каменного века считали, что собаки имеют магические свойства и, возможно, ели их при каких-то ритуалах. Но больше нигде не были найдены доказательства существования подростковых военных отрядов или ритуалов поедания собак.
Некоторые древние индоевропейские мифы приписывают собакам целебные свойства, утверждает другой британский археолог Пол Гарвуд. По этим мифам, собаки забирают болезнь людей, что делает их несъедобными. Возможно, люди, проводившие ритуал в Красносамарском, приносили собак и волков в жертву, но не ели их.
Майкл Витцель, эксперт по древнеиндийским текстам и компаративной мифологии в Гарварде, соглашается с тем, что Энтони и Браун нашли первое археологическое доказательство в поддержку древних индоевропейских мифов о молодых, воинственных «людях-волках», живших вне законов общества.
На раскопках в Красносамарском в 1999 и 2001 годах было найдено 2770 собачьих, 18 волчьих и ещё 6 неопределённых костей. Эти находки представляют 36% всех костей животных, найденных в этом месте. Собаки составляют не более 3% костей животных, ранее раскопанных в каждом из шести других поселений срубной культуры, так что обычно собак не ели и при других обстоятельствах это была бы табуированная еда.
Кости имеют следы забоя и обгоревшие места из-за жарки. Головы собак были порублены на куски от 3 до 7 см толщины с чёткой последовательностью разрезов. Это было ритуальное действие, требующее практики и навыков. Останки крупного рогатого скота, овец и коз в Красносамарском также имеют следы убоя, но черепа не разрезаны.
За 200-летнюю историю Красносамарского случились как минимум 2 инициации. Микроанализы годичных слоёв в корнях зубов животных показывают, что собак почти всегда убивали в холодное время года. Скот забивали в любое время, поэтому исследователи говорят, что голод мог быть причиной, почему собак иногда убивали и ели.
Анализ ДНК показал, что из 21 собаки 15 были самцами, ещё 4 – возможно, тоже самцы и только 2 самки. Фокус на принесение в жертву собак именно мужского пола в Красносамарском сходится с ритуалом инициации молодых мужчин, заявляет Энтони.
При раскопках на кладбище срубной культуры найдены кости 2 мужчин, 2 женщин, взрослого неустановленного пола и 22 детей возрастом от 1 до 7 лет. Двое мужчин имели травмы из-за чрезмерного напряжения колен, лодыжек и спины, именно они могли быть специалистами по ритуалам и проводить инициации в военные отряды.