Величайшая балерина двадцатого века Майя Плисецкая отдала сцене в два, а то и в три раза больше лет, чем любая из других балерин. Она работала над постановками и выходила на сцену даже в преклонном возрасте, не утратив ни жизненный огонь внутри себя, ни всепоглощающую страсть к своему ремеслу.
Пускай последние годы она провела в Германии, но Плисецкая всегда говорила, что «Дом – дома», и называла самой идеальной сценой для балета только Большой Театр, где и разворачивалась ее карьера.
Биография
Семья Майи была не из простых, хотя она и вспоминала, что жили они очень скромно. Ее отец Михаил был руководителем угольных шахт на архипелаге Шпицберген, где семья какое-то время жила. А мать походила из рода Мессерер, славившегося своей приверженностью к театру и выступлениям. Рахиль была киноактрисой уже в те далекие годы. Плисецкая родилась в 1925, ее младший брат Александр – в 1931.
Маленькая Майя всегда любила танцевать. Когда кто-нибудь играл музыку, девочка непременно пускалась в свои импровизации, а после первого своего просмотра балета она безошибочно повторила движения основных персонажей по возвращении домой. Танцевальные задатки в девочке разглядела ее тетя – Суламифь. Она была балериной, солисткой Большого театра, и убедила родителей Майи отдать ребенка в хореографическое училище, чтобы ее задатки не пропали даром.
Майю приняли, несмотря на то, что она была младше, чем требовалось – в те времена в училище принимали строго с 8 лет. Благодаря Суламифь Плисецкую все-таки зачислили на курс обучения, сделав огромное исключение из правил школы. Сама Майя вспоминала о своем прослушивании как об одном из самых счастливых моментов в своей жизни – в то время смотрели не на растяжки, и не на умение ребенка танцевать балет, а на музыкальность и пластичность. Майе Плисецкой всегда нравились именно импровизации, и именно на прослушивании ей дали импровизировать вволю. Потом она говорила о себе, что была жутко ленивой ученицей. Повторять триста раз одно движение было для нее мучительно. Она хотела танцевать, и совсем не хотела учиться.
Трагедия пришла в дом их семьи в 1937 году, когда Михаила репрессировали и расстреляли по специальному указу. Рахиль, как жену Изменника Родины, отправили сначала в «Бутырку», а потом и в ссылку в Казахстан. Чтобы дети не попали в один из интернатов для детей репрессированных, их взяли к себе родственники из династии Мессерер. Майю забрала Суламифь.
Клеймо ребенка Изменников Родины не слишком сказалось на жизни Плисецкой, по крайней мере так утверждала она сама. Все ее дни были заняты балетом, но она помнила, как раз за разом ее заставляли писать объяснительные записки и прошения на поездки, как будто тыкали носом и не давали забыть о том, кем была ее семья. За все это Плисецкая возненавидела советскую власть и оставалась полна этой ненависти до конца своей жизни, называя этот режим «хуже, чем фашизм».
Рахиль смогла вернуться на родину в 1941 году, а потом семья на год оказалась в Свердловске, в эвакуации. Именно там и произошло самое первое выступление Майи, номер для которой поставила сама ее тетя. Суламифь придумала не только саму постановку так, чтобы Плисецкая продемонстрировала свои способности, но и выдумала легендарный выход на сцену – когда лебедь выходил спиной к публике, а не лицом.
Балет
В Большой Театр Плисецкая попала в 1943 году, сразу же после окончания училища. Поначалу ей доставались роли на подмене. В то время не хватало артистов, и молодых выпускников бросали на разные партии. Плисецкая, с ее почти фотографической памятью на движения, быстро стала солисткой в нескольких из них. Первая главная роль у нее была в образе Маши в «Щелкунчике». Это было в 44-ом.
В своем преклонном возрасте Майя признавалась, что никогда досконально не учила ни одну свою роль. Она появлялась на репетициях и тренировалась, как все, но не лезла из кожи вон. Ей больше нравилось импровизировать и добавлять что-то свое, но исполнение на сцене все равно от этого оставалось безупречным. Также, она говорила о том, как сильно ей нравилось ставить что-то, что еще до нее никто не делал.
К сожалению, ее следующий спектакль таким новаторским не стал, но для публики он все равно был новым – в 1945 С. Прокофьев создал балет «Золушка». Майя была не первой, кто играл в главной роли, но это была одна из партий, в которых она вышла не на замену, а в качестве первой солистки.
Дальнейший репертуар Плисецкой состоял из вещей, которые либо уже были признанной классикой, либо в то время как раз становились ею. В 47-ом было «Лебединое озеро». Потом – «Бахчисарайский фонтан», «Жизель», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Раймонда». Майя быстро получила статус примы-балерины, и все ее выступления всегда описывались как будоражущие, всепоглощающие и берущие за душу.
В интервью Плисецкая говорила, что всегда танцевала так, чтобы везде – будь то в России или заграницей, вне зависимости от языка и национальности – зритель испытывал эмоции и у него не возникало вопроса «А о чем этот балет?» Для этого она вкладывала в свои выступления всю себя.
К 60-ым годам Майя официально стала первой балериной Большого. Ей было 35 лет – возраст, в котором многие звезды уже уходят с балетной сцены. На то время труппу Большого приглашали заграницу – Майя побывала в Америке. Италии, Франции, Англии и в других странах. Но останавливаться на своих достижениях она не собиралась. Ей хотелось сделать что-то свое.
На то время главным балетмейстером Большого был Юрий Григорович. Майя поначалу была очень воодушевлена его назначением на пост, но спустя несколько лет стало понятно, что гений Григоровича остался в его родном Ленинграде. Также, он предпочитал задействовать во многих постановках свою будущую жену, а не Майю, что, конечно, балерина простить не могла. Брат Майи в своей книге рассказывал, что даже во Франции на один из спектаклей Григорович выдвинул свою пассию, когда публика ждала именно Плисецкую. В последствие к этому же конфликту присоединились и другие «обиженные Григоровичем» выдающиеся профессионалы балета – Марис Лиепа, Владимир Васильев, Екатерина Максимова. Всем им Григорович в какой-то момент отказывал в важных выходах на сцену, таким образом упиваясь своей властью и задвигая очевидные таланты на задворки театра.
В 1967 Майе удалось стать первой в мире балериной, станцевавшей в «Кармен-сюите». Этот балет ставил Альберто Алонсо. Постановка, ставшая скандальной, писалась исключительно под саму Майю, и быстро стала одним из главных ее спектаклей. В 21 веке Плисецкая говорила, что нет ни дня, чтобы где-нибудь в какой-то части мира кто-то не танцевал «Кармен-сюиту». К сожалению, скандал вокруг постановки чуть не лишил Майю места в Большом театре. Партийная верхушка пыталась запретить балет, но Майя боролась за него до конца и сказала, что больше на сцене выступать не будет, если ей не дадут танцевать Кармен.
Балет в итоге разрешили. В 1968 даже вышла его экранизация, в которой также задействовали Плисецкую. Еще десять лет спустя Феликс Слидовкер снял одноименный фильм-балет, снова с Плисецкой в главной роли.
Из-за конфликта с Григоровичем Майя ставила спектакли со своими друзьями и Щедрином. Первым из них стал «Анна Каренина» – балет снискал огромный успех у публики в 1972 году. Следующие попытки Майи в балетмейстерской карьере не вызвали такого же сильного принятия. «Чайка» и «Дама с собачкой» в итоге остались спектаклями, в которых играла только сама Майя, и не задержались на сцене.
Карьера за рубежом
Плисецкая снискала себе славу самой выдающейся балерины по всему миру и в советское время активно гастролировала с Большим театром. В 80-ых ее пригласили стать руководителем балета Римской оперы. Плисецкая прожила в Италии полтора года, за которые из-под ее крыла вышли «Федра», «Айседора» и другие постановки. По словам ее младшего брата Александра, который также очутился в Италии в то время (он тоже был солистом балета), Майя не очень любила административную работу. Все, что когда-либо ее интересовало – был танец. И в своих постановках она почти всегда выходила на сцену в главной роли. Публика любила ее, и имя Плисецкой на афишах непременно вызывало ажиотаж.
В Риме Майя также вышла на сцену в «Раймонде», которую адаптировали для открытой сцены в 1984 году.
После Италии была Испания. Майя стала главой труппы TeatroLíricoNacional, в которой танцевала Кармен в «Кармен-сюите» и обновила для испанской сцены несколько других постановок. Тогда же она познакомилась и стала работать с Монсеррат Кабалье, под пение которой выступила со своим умирающим лебедем. Это была первое исполнение Лебедя под аккомпанемент человеческого вокала.
В 1990 году возрасте 65 лет она была уволена Григоровичем из Большого театра «на пенсию», и снова была приглашена в Европу, где выходила на сцену, несмотря на беспрецедентный для балерины возраст – почти всегда только в главных ролях.
Специально для Плисецкой в разное время выдающиеся хореографы мира разрабатывали новые версии старых или абсолютно новаторские постановки. «Айседора», «Безумная из Шайо», «Леда» и другие спектакли увидели свет на сценах зарубежных театров, где талант Майи очень ценили.
Сама Майя признавалась, что только в Большом выходила на сцену в образе Одетты-Одиллии больше 800 раз, и затрудняется сосчитать, сколько раз «Лебединое озеро» с ее участием давали заграницей.
Плисецкая после распада СССР
После того, как распался Союз, Майя Плисецкая с Щедриным обосновались в Германии, в Мюнхене, однако про свою корни балерина не забыла и продолжила свою деятельность и на территории РФ. В Европе она несколько раз выступала в Париже («Курозука», «Безумная из Шайо»).
В России она стала президентом «Имперского Русского Балета» – труппы, которая была создана некогда с ее подачи. На сцену Большого театра Плисецкая выходила еще несколько раз в рамках своих юбилейных концертов. Один из них прошел в 1995 году, и Плисецкая показала на сцене номера из своих любимых балетных постановок, в столь серьезном возрасте не утратив гибкость и грацию примы-балерины.
В день своего рождения в том же году она представила публике номер «Аве Майя», который для нее поставил Бежар.
Также с ней выходит много документальных фильмов, в которых Плисецкая давала интервью, где высказывалась откровенно о своем прошлом, о советской власти и о том, чем занимается сейчас, и почему предпочла жить заграницей.
Кроме того, Майя стала еще и автором нескольких книг-воспоминаний. Ее издавало АСТ. Мемуары «Я, Майя Плисецкая», «Читая жизнь свою…» и «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки» выпустились небольшими тиражами, однако снискали большую популярность среди поклонников ее творчества.
Также, в Санкт-Петербурге Плисецкая организовала конкурс «Майя», который проводился каждый год и привлекал артистов балета со всего мира.
Последние годы жизни Майя жила на три страны сразу – в Мюнхене со своим мужем, в Россию приезжала по зову сердца и танца, и ездила в Литву, где у четы была дача.
Личная жизнь
Первые любовные похождения балерины были, очевидно, с солистами балета. Она писала о романах с В. Голубиным и Э. Кашани в своих книгах. Первый ее брак был с Марисом Лиепой, но продлился он совсем недолго – пара выдержала всего 3 месяца и оформила развод.
После была ее встреча с Родионом Щедриным, с которым Майя познакомилась случайно через Лилю Брик. Будучи в гостях у Брик, Плисецкая напела известную и сложную мелодию без подготовки, не подозревая, что в комнате находится звукозаписывающее устройство. Затем, когда к Брик в гости пришел Щедрин, она проиграла запись как «нечто интересное», и композитор был поражен точностью исполнения Плисецкой.
Познакомился он с ней лично на репетициях в Большом театре, куда его пригласили создать музыку для «Конька-Горбунка». Посещая репетиции Щедрин надеялся проникнуться атмосферой балета, много раз наблюдал, как Майя танцует, и без памяти в нее влюбился. Из-за знакомства с Плисецкой Щедрин даже получил предупреждение от одного сотрудника КГБ, что водить знакомство с Майей может быть неразумным (советская власть подозревала в ней английскую шпионку). Однако Щедрин принял на себя роль защитника Майи и женился на ней в 1958 году.
С тех пор пара была практически неразлучной. Многие свои произведения для балета Щедрин писал именно для Майи.
У балерины и композитора детей нет и никогда не было. По этому поводу даже разгорался скандал в 1999 году, когда издание «МК» напечатало историю якобы дочери балерины. Плисецкая даже подала в суд Москвы и подтвердила, что детей у нее никогда не было. Несмотря на пересмотр дела в 2001 году, решение суда осталось неизменным.
Смерть Майи Плисецкой
Майя Плисецкая скончалась в возрасте 89 лет (май 2015) в Германии от инфаркта. До своего 90-летия она не дожила несколько месяцев.
На тот момент у Плисецкой были запланированы несколько мероприятий, которые спешно реорганизовали и посвятили ее памяти – самое крупное из них состоялось 20 ноября, в день ее рождения, вместо юбилейного концерта. Большой театр дал концертный вечер в ее честь. До этого также сразу после ее кончины Мариинский театр посвятил памяти Плисецкой постановку «Шурале» 4 мая.
Плисецкая завещала, чтобы ее развеяли над Россией. Тем не менее, пока ее завещание остается не выполненным, поскольку главное условие Майи было, чтобы прах Щедрина был сначала соединен с ее.
Родион Щедрин остался вдовцом и сейчас проживает в Германии и Литве.
В честь Плисецкой в Москве открыли памятник в день ее рождения в 2016 году. Кроме этого ее именем в 2015 назвали сквер на Большой Дмитровке.