Балет, искусство изящества и лёгкости, оказался в эпицентре жарких споров. Новый художественный руководитель Королевской балетной школы Великобритании Иэн Маккай шокировал консервативный мир танца своим заявлением: будущее балета — не за хрупкими и невесомыми фигурами, а за танцовщицами с разнообразными формами. По его мнению, сцена должна стать зеркалом общества, где зрители смогут увидеть персонажей, похожих на них самих. Пишет Абзац.
Однако эта идея, кажущаяся революционной для одних, для других звучит как приговор классическим канонам. Заслуженная артистка России Анастасия Волочкова, бывшая прима Большого театра, не смогла остаться в стороне. «Это просто абсурд! В моё время балерины были воплощением грации и стройности. Показывать на сцене то, что не соответствует эстетике, — полнейший бред», — заявила она в одном из недавних интервью. Волочкова уверена, что такие изменения ведут балет в тупик, разрушая его фундаментальные принципы.
Безопасность или разнообразие?
Дискуссия о внешности балерин не нова. Ещё в конце 2010-х годов в профессиональной среде начали говорить, что искусство танца должно быть доступно не только девушкам модельных параметров. Но противники этой идеи настаивают: дело не только в эстетике, но и в безопасности. Народный артист России Николай Цискаридзе подчёркивает, что лёгкость балерин — это залог их защиты от травм. «Падения неизбежны, и чем меньше вес, тем ниже риск серьёзных повреждений», — поясняет он.
Слова Маккая о необходимости инклюзивности на сцене звучат как попытка сломать стереотипы, но для многих они остаются лишь красивой теорией. Балетный мир, где каждый шаг отточен до миллиметра, не готов к таким экспериментам. Сможет ли искусство, веками строившееся на идеале утончённости, принять новые стандарты? Этот вопрос пока остаётся открытым, разделяя как профессионалов, так и любителей балета на два лагеря.