Замок Кадиллак (фр. château de Cadillac), построенный в XVI веке к югу от Бордо герцогом Эперноном, был первой женской тюрьмой во Франции с 1818 по 1891 год, а затем стал закрытой школой для девочек, эквивалентом исправительного учреждения для мальчиков, действовавшим до 1951 года.

В этом замке держали под замком до 21 года – совершеннолетия – девушек-бродяжек, сирот, сделавших аборт, воровок и грабительниц. Большинство из них были выходцами из рабочего класса.

«Обитательницами подобных изолированных школ были юные девушки, несоответствующие гендерным нормам», – объяснила Вероник Бланшар, историк и соавтор книги «Плохие девчонки».

«Что нас беспокоит, так это тела и сексуальность молодых девушек», – добавила она. «Властей преследует страх перед проституцией», – отметил Сирил Оливье, координатор исследований и выставок департаментских архивов префектуры Жиронда.

В конце XIX века во Франции были созданы три школы для изоляции девушек. Это были госучреждения, находящиеся в ведении администрации тюрем.

AFP: замок в Жиронде, в котором заточали «плохих девчонок»

Контроль и наказание

В Кадиллаке центральная лестница герцогского замка, его скульптурные камины и роскошные апартаменты контрастируют с камерами на чердаке – настоящими «куриными клетками», устроенными над бывшими покоями герцога. А также с граффити на стенах и массивными деревянными дверями времен тюрьмы.

«Это здание пережило крайне противоречивые вещи: с одной стороны – роскошный и броский дворец, а с другой – тюремное прошлое, следы которого видны повсюду», – отметил Оливье дю Пейра, администратор замка.

«Кадиллак воплощает собой дисциплинарное место в духе Мишеля Фуко, где заключенным навязывается дисциплина тела и времени, путем постоянного контроля», – комментирует Вероник Бланшар.

В ведомственных архивах середины прошлого века сохранились записи о бунтах воспитанниц Кадиллака. Так в 1941-м шестеро девушек пытались бежать. Их поймали, наказав 30 сутками одиночного заключения на сухарях и воде.

Согласно полицейским протоколам того периода, молодые девушки «агрессивны по своей природе», имеют «низкий нрав» и «легкое поведение». Узницы замка нередко восставали против своей администрации, нападая на надзирательниц и выплескивая на них ведра с мочой.

По словам Вероник Бланшар, нарушительниц правил замка Кадиллак отправляли в одиночные камеры, брили наголо, иногда надевали смирительную рубашку.

Наказания также носили финансовых характер. Некоторые девушки работали прачками, швеями и домашней прислугой вне замка. В случае плохого поведения их зарплату отнимала администрация.

«Это была долговая система: девочек привозили в тюремный мир и загоняли их в долги так, что они с трудом могли выбраться», – прокомментировал Сирил Оливье.

AFP: замок в Жиронде, в котором заточали «плохих девчонок»

Попытка реформирования заведения

«В конце Второй мировой власти Франции попытались перевернуть страницу подростковых тюрем и способствовать образованию воспитанников», – объяснил Оливье дю Пейра.

Закрытое учреждение для девушек стало «государственным институтом контролируемого образования», и за его реформирование отвечала психолог Доминик Риль.

Она организовала спортивные секции, театральные мастерские, лично курировала обучение девушек, уровень которого в Кадиллаке ранее был очень низким. Заключенные замка стали «подопечными», разделенными на небольшие группы вокруг воспитателя, чтобы воспроизвести подобие семейной ячейки.

Но этот эксперимент, стартовавший в октябре 1944 года, полностью провалился. Тюремное прошлое замка было слишком тяжелым, само здание не годилось для подготовки девушек.

Кадиллак был последним государственным исправительным учреждением для девушек во Франции, закрывшимся в 1951 году после самоубийства двух воспитанниц.

В 1956-м замок был возвращен Секретариату изящных искусств. Были проведены некоторые реставрационные работы, но внешний вид и дымоходы Кадиллака оставались в плохом состоянии. Глобальная реконструкция замка была выполнена только в 2000-х.

В 2019 году Оливье дю Пейра впервые открыл чердак для посетителей. «Мы попытались показать все, что находится в замке, пусть даже оно выглядит слишком ярким и мрачным. Публику поражает тюремное прошлое этого места, прошлое, воспринимаемое посетителями намного сильнее, ближе и чувствительнее, чем внешнее великолепие замка», – пояснил он.