За период пандемического карантина американка Кортни установила батут, чтобы два ее маленьких ребенка не скучали, пишет TODAY. Однако вскоре после веселых прыжков ее сын Алекс, на тот момент которому было 4 года, стал испытывать боли.

«Няня моих деток сообщила мне: «Приходится давать ему мотрин (обезболивающее) каждый день, иначе у него начинается истерика», – рассказала источнику материала Кортни, попросившая не указывать ее фамилию. «Если он принимал мотрин, только тогда с ним все было в порядке».

Но затем Алекс начал скрежетать зубами, и мать повела сына к дантисту. За этим последовала трехлетняя серия походов по врачам, чтобы выяснить причины усиливающейся боли ребенка и, в конечном итоге, других возникающих у него симптомов.

К концу этого пути Кортни приблизилась только в начале 2023-го, когда наконец получила верный диагноз сына из невероятного источника – ChatGPT. Утратившая веру во врачей американка создала учетную запись, а затем поделилась с платформой ИИ всем, что ей было известно о симптомах ребенка, и всей информацией, которую она смогла извлечь из его МРТ.

«Мы побывали у большого числа специалистов. В какой-то момент даже оказались в неотложке. Я продолжала искать причину болей у сына», – сообщила она. «Я сидела ночами за компьютером… просматривая массу различной информации».

Поэтому, когда ChatGPT неожиданно назвал диагноз для ее сына – синдром фиксированного спинного мозга (СФСМ) – «это имело огромный смысл», вспоминает она.

Блестящая или матовая сторона фольги: ученые поставили точку в споре

Страдающий ребенок и бессильные врачи

Когда Алекс (фото выше) принялся скрежетать зубами, его родители даже решили, что у него прорезаются коренные зубы и боль из-за этого. Поскольку это продолжалось, они предположили, что у него кариес.

«Наша милая личность, наш малыш совершенно растворялся в этом истерящем существе, которого прежде было», – вспоминала Кортни.

По ее словам, стоматолог «все исключил», но направил к ортодонту, предположив, что все дело в обструкции дыхательных путей, из-за чего у ребенка плохой сон и поэтому он выглядит таким утомленным и угрюмым. Ортодонт посчитал, что нёбо Алекса недостаточно просторное для его рта и растущих зубов, из-за чего ему, вероятно, было трудно дышать по ночам. Доктор установил Алексу в нёбо специальный расширитель, и родителям первое время даже казалось, что дела их сына пошли на поправку.

«На какое-то время все стало лучше», – рассказала Кортни. «Мы так надеялись, что наконец смогли выйти на финишную прямую».

Но после она обратила внимание, что Алекс практически перестал расти. Педиатр заявил, что все в порядке, просто на развитие ребенка негативно влияет пандемия. Кортни не согласилась с этим, однако, когда в начале 2021-го она все же привела сына на осмотр, доктор зафиксировал некоторое увеличение роста ребенка.

Тогда педиатр выписал Алекса направление на физиотерапию, обратив внимание на некоторый дисбаланс между его левой и правой сторонами тела. «Он шагал правой ногой и левую ногу просто подволакивал», – сообщила Кортни.

Но еще до начала курса физиотерапии мальчик стал испытывать сильные головные боли, усиливающиеся день ото дня. Кортни и Алекс посетил невролога, который сказал, что у ребенка мигрень. Поскольку мальчик страдал плохим сном, его снова показали отоларингологу, чтобы убедиться в отсутствии проблем со сном из-за носоглотки.

Как отметила женщина, независимо от того, скольких медицинских специалистов посещала их семья, эти врачи обращались только к своим узким областям знаний.

«Оказалось, что обычные доктора не способны разобраться в сложной проблеме», – добавила она. «Никто из них не сможет подсказать вам вероятный диагноз».

После физиотерапевт высказал предположение, что у мальчика могла быть мальформация Киари – врожденное заболевание, выражающееся аномалией в мозге, возникающей в месте соединения позвоночника и черепа. Кортни начала исследовать эту версию, побывав с сыном у других врачей – нового педиатра, двух терапевтов и специалиста по опорно-двигательному аппарату – но эта попытка разобраться с болезнью сына вновь оказалась тупиком.

Блестящая или матовая сторона фольги: ученые поставили точку в споре

Правильный диагноз от ИИ

Всего за три года женщина вместе с сыном посетила 17 разных медицинских специалистов. Но у ребенка так и не было диагноза, способного объяснить всю его симптоматику. Измученная и почти отчаявшаяся мать решила на удачу обратиться к искусственному интеллекту через ChatGPT, уже не надеясь узнать диагноз от врачей.

«Я изучила построчно все, что показали о моем сыне медицинские исследования, и внесла все это в ChatGPT», – заявила женщина. «Я дописала сама о том… что сын не хочет сидеть за яблочным пюре со скрещенными ногами».

В конце концов ИИ сообщил ей вероятный диагноз – СФСМ. Тогда Кортни нашла и присоединилась к группе в соцсети для семей, где есть дети с этим заболеванием. Их истории в ленте группы были удивительно похожи на историю болезни Алекса. Женщина назначила встречу с другим нейрохирургом и сообщила врачу, что подозревает у сына СФСМ. Доктор взглянула на снимки МРТ и после этого объяснила наконец, что не так с Алексом.

«Врач показал мне: «Вот оккультная расщелина позвоночника, а вот место фиксации спинного мозга», – рассказала Кортни.

«При СФСМ спинной мозг к чему-то будто бы прилипает. Иногда это бывает опухоль позвоночного канала. Или шишка на косточке. Случается, что на конце спинного мозга развивается слишком много жировой ткани», – объяснила детский нейрохирург Холли Гилмер (Мичиганский институт головы и позвоночника), занимавшаяся лечением Алекса. «Аномалия может растягивать спинной мозг… и она это делает».

У многих детей, которым диагностируется расщелина позвоночника, на спине обнаруживается различимый признак этого (ямочка, пучок волос или красное пятно). Но тип заболевания, наблюдаемый у Алекса, является закрытым или spina bifida occulta.

«В отношении маленьких детей часто бывает довольно сложно поставить диагноз, ведь они еще не умеют говорить», – пояснила доктор Гилмер (ее фото ниже), добавив, что многие родители не осознают, что симптомы у их детей указывают на проблему. «Если ребенок почти постоянно ведет себя определенным способом, то родители начинают считать, что это нормально для него».

Когда Кортни в конце концов смогла выяснить диагноз Алексу, то испытала, по ее словам, «все стандартные эмоции: облегчение, уверенность и волнение за будущее ребенка».

Блестящая или матовая сторона фольги: ученые поставили точку в споре

ИИ в медицине

Общедоступный ChatGPT представляет собой разновидность ИИ, воспринимающего входные данные, вводимые человеком. Однако этот ИИ не способен вести диалог или давать ответы в формате, на который могли бы рассчитывать многие люди.

По словам доктора философии Эндрю Бим, доцент гарвардской кафедры эпидемиологии, где исследуются модели машинного обучения и медицина: «Всякий раз, когда задаешь вопрос ChatGPT, его искусственный интеллект вызывает из своей памяти все то, что узнал из интернета ранее, и пытается сопоставить с этим вводную информацию, чтобы предсказать недостающий текстовой фрагмент».

Используя ChatGPT для поиска верного диагноза, может сообщить программе, к примеру, «я испытываю жар, меня знобит, есть боли в теле». Тогда ИИ подставит в качестве наиболее возможного диагноза «грипп», объяснил Эндрю Бим.

«ИИ постарается предоставить оператору фрагмент текста, максимально схожий с… заданной ему информацией», – добавил он. «Это просто очень мощная поисковая система в медицинских базах данных».

В случае сложных заболеваний, продолжил Бим, ChatGPT действительно способен помочь с диагнозом. «Этот ИИ прочитал буквально всю информацию в интернете. По сути, у него нет слепых зон, подобно узким врачебным специальностям».

Но в ближайшем будущем способности медицинского ИИ не смогут заменить опыт клинициста, отметил Бим. Так ChatGPT в некоторых случаях выдумывает информацию, если ему не удается подобрать наиболее подходящий ответ на основе собранных данных. Например, вы спрашиваете его о современных исследованиях гриппа. ИИ может отреагировать несколькими названиями исследований, на первый взгляд, вполне реальными, и авторами, которые прежде писали о гриппе, но в действительности таких статей может и не быть – программный комплекс все это попросту выдумал.

«Этот феномен называется учеными галлюцинацией, и подобное становится настоящей проблемой, если оценивать ее с позиции медицинского применения, потому в этом направлении выдумок быть не может», – уточнил Эндрю Бим.

Диагностика и лечение

Сейчас Алекс, по словам его матери, ведет себя беспечно и любит участвовать в играх другими детьми. В 2022-м он стал играть в бейсбол, но прекратил это из-за травмы. Также ему пришлось бросить хоккей, поскольку на катке у него начинаются боли в спине и коленях. Однако он придумал, как участвовать в этих играх, не играя самому.

«Он чертовски сообразительный», – отметила Кортни. «Он забирается на какую-нибудь конструкцию или залазит на стул и становится судьей. Таким образом, он нашел способ сохранить себя в числе участников игры».

После получения точного диагноза Алекс несколько недель назад перенес операцию, позволившую устранить физиологические признаки синдрома фиксированного спинного мозга и пока что находится на поправке.

«По сути, мы освободили ствол спинного мозга из участка в нижней части копчика, где ранее он застрял», – сообщила доктор Холли Гилмер. «Это позволило снять напряжение».

Американка Кортни поделилась этой личной историей, чтобы помочь другим родителям, оказавшимся в схожей ситуации.

«Никто не способен собрать все данные за вас», – заявила она. «Именно вы должны стать настоящим защитником своего ребенка».

Добавить комментарий